X. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

X. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,

прием граждан

130. В Рособрнадзоре подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности Рособрнадзора, в том числе осуществления видов государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений, в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <34(1)> (далее - Единый портал) или в форме устного личного обращения к должностному лицу Рособрнадзора во время приема граждан.

(в ред. Приказа Рособрнадзора от 26.09.2024 N 1839)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<34(1)> Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861.

(сноска введена Приказом Рособрнадзора от 26.09.2024 N 1839)

При необходимости орган государственной власти, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

Положения Регламента не распространяются на взаимоотношения граждан и Рособрнадзора в процессе реализации им государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - актами Рособрнадзора.

131. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в системе электронного документооборота Рособрнадзора в течение 3 дней с даты поступления в Рособрнадзор или уполномоченному должностному лицу Рособрнадзора.

132. Поступившие в Рособрнадзор письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются руководителю Рособрнадзора, заместителю руководителя Рособрнадзора (в соответствии с распределением обязанностей), либо направляются руководителям структурных подразделений Рособрнадзора.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Рособрнадзора, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Обращения граждан, содержащие обжалование актов (приказов) Рособрнадзора, направляются Управлением делами, организации закупок и бюджетного процесса Рособрнадзора руководителям соответствующих структурных подразделений Рособрнадзора (в том числе в Управление правовой работы, государственной службы и кадров Рособрнадзора) для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем руководителя Рособрнадзора (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения граждан рассматриваются в Рособрнадзоре в течение 30 дней с даты их регистрации в системе электронного документооборота Рособрнадзора. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем Рособрнадзора либо уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя.

Ответ на обращение подписывается руководителем Рособрнадзора, заместителем руководителя Рособрнадзора, руководителем структурного подразделения Рособрнадзора или заместителем руководителя структурного подразделения Рособрнадзора в соответствии с их компетенцией.

133. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес (почтовый или электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, обращение не рассматривается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Рособрнадзор при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.

В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Рособрнадзора или заместитель руководителя Рособрнадзора (в соответствии с распределением обязанностей) вправе на основании служебной записки за подписью руководителя структурного подразделения Рособрнадзора принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Рособрнадзор. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

134. Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Рособрнадзором по обращениям в случаях, если на Рособрнадзор возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

В Рособрнадзоре, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях руководители структурных подразделений Рособрнадзора информируют об этом заявителей.

В случае если поставленные в обращениях вопросы не входят в компетенцию Рособрнадзора, руководители структурных подразделений Рособрнадзора направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в системе электронного документооборота Рособрнадзора в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращения, о переадресации обращений, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению.

В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации в системе электронного документооборота Рособрнадзора направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Рособрнадзор при направлении обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Рособрнадзор по направленному запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

135. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

136. Руководитель Рособрнадзора обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе анализ следующих данных:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;

б) количество и характер рассмотренных обращений организаций;

в) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций Рособрнадзора в пределах его полномочий;

г) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

д) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

137. Руководители структурных подразделений Рособрнадзора организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

138. Структурное подразделение, определенное руководителем Рособрнадзора, обобщает результаты анализа обращений граждан по итогам года и представляет проект соответствующего доклада руководителю Рособрнадзора для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

139. Поступившие на имя руководителя Рособрнадзора обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Рособрнадзоре и Регламента, докладываются руководителю Рособрнадзора его заместителями, руководителями структурных подразделений Рособрнадзора (в том числе, при необходимости, Управления правовой работы, государственной службы и кадров Рособрнадзора) в 10-дневный срок.

Поступившие на имя руководителя Рособрнадзора обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность и тому подобное) на результаты рассмотрения ранее поступивших в Рособрнадзор обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям руководителя Рособрнадзора, руководителям структурных подразделений Рособрнадзора для ответа.

140. Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (далее - Интернет-обращения) применяется специализированное программное обеспечение (специальная форма на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет" в подразделе "Электронная приемная" раздела "Открытая служба"), предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией.

В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

Основанием для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо оснований, указанных в пункте 143 Регламента, также может являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;

б) поступление дубликата уже принятого Интернет-обращения;

в) некорректность содержания электронного сообщения;

г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

141. Ответы на Интернет-обращения направляются по почтовому адресу, указанному в обращениях или в форме электронного сообщения по адресу электронной почты, указанному в Интернет-обращении.

Ответы на обращения граждан подписываются руководителем Рособрнадзора либо уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора.

Ответы на обращения, поступившие через Единый портал, направляются в форме электронного документа по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале.

(абзац введен Приказом Рособрнадзора от 26.09.2024 N 1839)

142. Личный прием граждан проводится руководителем Рособрнадзора, заместителями руководителя Рособрнадзора, к компетенции которых по распределению обязанностей отнесено рассмотрение поставленных в обращении вопросов, руководителями и заместителями руководителей структурных подразделений Рособрнадзора в соответствии с их полномочиями на основании графика, утвержденного руководителем Рособрнадзора. Прием граждан организуется по рабочим дням в оборудованном помещении, находящемся на первом этаже здания Рособрнадзора по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, которое оснащено техническими средствами аудио- и (или) видеофиксации.

Личный прием ведется согласно предварительной записи.

Предварительная запись на личный прием осуществляется по телефонам приемных руководителя Рособрнадзора, заместителей руководителя Рособрнадзора, к компетенции которых по распределению обязанностей отнесено рассмотрение поставленных в обращении вопросов, руководителей структурных подразделений Рособрнадзора в соответствии с их полномочиями.

На прием не допускаются граждане с животными (кроме собаки-поводыря).

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно лицом, осуществляющим прием, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина.

В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации в системе электронного документооборота Рособрнадзора направляется на рассмотрение в структурные подразделения Рособрнадзора, к полномочиям и компетенции которых отнесено рассмотрение поставленных в обращении вопросов, Управлением делами, организации закупок и бюджетного процесса Рособрнадзора.

В случае если поставленные гражданином во время приема вопросы не входят в компетенцию Рособрнадзора, ему разъясняется порядок обращения в органы государственной власти, в полномочия которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Должностным лицом прекращается прием гражданина в следующих случаях:

а) гражданин не предъявил документ, удостоверяющий личность;

б) гражданину даны исчерпывающие разъяснения на поставленные вопросы;

в) гражданину ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

г) гражданин злоупотребляет правом.

(п. 142 в ред. Приказа Рособрнадзора от 26.09.2024 N 1839)

(см. текст в предыдущей редакции)

143. Гражданин по письменному заявлению вправе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.

Письменное решение о предоставлении гражданину возможности ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, принимают руководитель Рособрнадзора, заместитель руководителя Рособрнадзора, начальники структурных подразделений Рособрнадзора, к компетенции которых отнесено рассмотрение обращения гражданина.

Ознакомление гражданина с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, позволяющего идентифицировать его как автора данного обращения, на личном приеме, проводимом в соответствии с пунктом 142 Регламента.