3. Рекомендации по решению вопроса оплаты задолженности по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальных услуг
1. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной поддержки детей-сирот, деятельности по опеке и попечительству предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Субъектам Российской Федерации рекомендуется установить специальное правовое регулирование вопроса о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений детей-сирот и коммунальных услуг, поскольку такое правовое регулирование направлено на осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты с учетом особенностей положения детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию и реализации конституционного права на жилище.
2. В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства относятся:
1) защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (далее - контроль).
Органы опеки и попечительства наряду с иными органами, уполномоченными осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, относятся к субъектам контроля.
В ходе осуществления контроля органам опеки и попечительства рекомендуется взаимодействовать с заинтересованными органами власти и организациями, в целях принятия мер по недопущению образования задолженности за жилые помещения детей-сирот, включая информирование соответствующих органов и организаций о временном отсутствии детей-сирот в занимаемом жилом помещении.
Кроме того, в целях предотвращения формирования задолженности по оплате за жилые помещения детей-сирот и коммунальные услуги в рамках задач, определенных статьей 7 Федерального закона N 48-ФЗ, органам опеки и попечительства рекомендуется взаимодействовать с законными представителями, инициировать обращение законных представителей, в том числе в ресурсоснабжающую организацию, суд, оказывать содействие в подготовке требующихся документов, разъяснять возможные варианты действий в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации, включая следующие вопросы:
1). Перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 37 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22 временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
2). Определение порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 27 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22 сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ). По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
При отказе в оформлении отдельного платежного документа сособственник вправе обратиться в суд с иском к единому информационно-расчетному центру (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей организации) об определении порядка и размера участия в оплате жилого помещения и коммунальных услуг и выдаче отдельного платежного документа (вопрос N 27 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 г.).
Бывший член семьи нанимателя, сохраняющий право пользования жилым помещением, самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, в случае заключения с наймодателем (управляющей организацией) и нанимателем соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 4 статьи 69 ЖК РФ, статья 421 ГК РФ). В случае отсутствия такого соглашения суд вправе определить размер расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади всего жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением (статья 249 ГК РФ). При этом на наймодателя (управляющую организацию) возлагается обязанность заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 25 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22).
В ситуации, когда родители лишены родительских прав, в случае недостижения соглашения с родителями, лишенными (ограниченными) родительских прав, о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг рекомендуется обращаться в суд с заявлением об определении порядка оплаты указанных услуг соразмерно доле ребенка с одновременным обязыванием ресурсоснабжающей организации предъявлять требования об оплате услуг не к опекунам (попечителям), а к родителям.
3. Субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять управление имуществом детей-сирот с выгодой для них.
Соответствующие положения содержатся в нормативных правовых актах отдельных субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот.
Например, в Удмуртской Республике <1> обеспечение эффективного использования жилых помещений детей-сирот в период временного отсутствия в них детей-сирот, лиц из числа детей-сирот может осуществляться путем:
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2013 года N 594 "О Порядке обеспечения сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и подготовки указанных жилых помещений к заселению детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
предоставления жилого помещения на условиях договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма;
предоставления жилого помещения на условиях договора найма (поднайма) жилого помещения;
предоставления жилого помещения на условиях договора аренды жилого помещения;
передачи жилого помещения в доверительное управление.
Средства, полученные в результате исполнения указанных договоров, перечисляются на счета детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, открытые в кредитной организации, не менее половины акций (долей) которой принадлежат Российской Федерации.
В Челябинской области <2> в целях обеспечения использования и сохранности жилых помещений детей-сирот законный представитель детей-сирот с предварительного разрешения органов опеки и попечительства вправе:
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Челябинской области от 29 мая 2020 г. N 237-П "О Порядке осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением указанными жилыми помещениями".
передать жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма которых являются дети-сироты, по договору поднайма с предварительного разрешения органов опеки и попечительства и согласия наймодателя;
передать жилые помещения, собственниками которых являются дети-сироты, по договору найма.
Денежные средства, полученные по договорам найма (поднайма) жилых помещений детей-сирот, подлежат зачислению на лицевые счета, открытые законными представителями детей-сирот, учреждениями, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот.
Положения, затрагивающие вопросы эффективного управления имуществом несовершеннолетнего и извлечения доходов от такого имущества, содержатся в Методических рекомендациях по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка (письмо Минпросвещения России от 23 декабря 2021 г. N 07-7890 "О методических рекомендациях") <3>. В частности, вопросы, связанные с особенностями заключения договора аренды в отношении жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетним на праве собственности (параграф 1.7), предоставления жилых помещений, находящихся в собственности несовершеннолетних, в наем (возмездное пользование) иным лицам (параграф 2.4.), с доверительным управлением имущества несовершеннолетних (глава 4).
--------------------------------
<3> Методические рекомендации размещены на сайте ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" в сети "Интернет" по ссылке: https://frcopeca.ru/wp-content/uploads/2021/12/metodicheskie-rekomendacii-4.pdf.
Необходимо учитывать, что Федеральным законом N 48-ФЗ установлены ограничения, которые следует соблюдать при разрешении органами опеки и попечительства заключения сделок по предоставлению жилых помещений детей-сирот в пользование иным лицам.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ законные представители детей-сирот не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование и не в праве давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет.
Заключение договора о передаче имущества подопечного несовершеннолетнего в пользование на срок более чем пять лет допускается в исключительных случаях и также с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.
При принятии решения о предоставлении свободных жилых помещений детей-сирот в возмездное пользование иным лицам рекомендуется возлагать на этих лиц обязанности по содержанию и ремонту помещения, оплате коммунальных услуг.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875