2. Опыт субъектов Российской Федерации по решению проблемы образования задолженности по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальных услуг

В субъектах Российской Федерации меры социальной поддержки предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:

1) в отношении жилых помещений, которые временно не используются:

детьми-сиротами в связи с их проживанием в жилых помещениях опекунов (попечителей), приемных родителей, помещением детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот;

детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот в связи с их обучением в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях;

детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот в связи прохождением ими военной службы по призыву, отбыванием наказания в исправительных учреждениях;

2) в отношении жилых помещений:

опекунов (попечителей), приемных родителей, в которых дети-сироты зарегистрированы по месту пребывания;

бывших опекунов (попечителей), в которых лица из числа детей-сирот, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях по очной форме, проживают по месту пребывания.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в субъектах Российской Федерации в виде:

освобождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (Республика Саха (Якутия), Вологодская, Псковская, Свердловская области, Москва);

возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг посредством предоставления денежной компенсации в размере 100 процентов платы за данное жилое помещение и коммунальные услуги в части приходящейся на долю детей-сирот и лиц из числа детей-сирот (Республика Северная Осетия (Алания), Владимирская, Мурманская, Нижегородская области, Санкт-Петербург и др.);

частичного погашения расходов в виде ежемесячной денежной выплаты/материальной помощи/социального пособия (адресной социальной помощи) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Республики Марий Эл и Мордовия, Белгородская, Брянская, Ульяновская области и др.);

освобождения от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся в период, когда дети-сироты, лица из числа детей-сирот не имели возможности пользоваться жилыми помещениями, посредством возмещения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации понесенных в связи с этим расходов собственникам жилых помещений при их непосредственном управлении многоквартирным домом, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом и ресурсоснабжающим организациям (Архангельская, Магаданская области, Ненецкий автономный округ).

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются условия освобождения от задолженности. Например, в Ненецком автономном округе дети-сироты, лица из числа детей-сирот освобождаются от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в части приходящейся на них доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги при условии разделения лицевого счета.

Информация о мерах социальной поддержки по оплате за жилые помещения детей-сирот в отдельных субъектах Российской Федерации представлена в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

Источниками внесения платы за жилые помещения детей-сирот в субъектах Российской Федерации являются:

доходы, полученные в результате предоставления жилых помещений детей-сирот на условиях договора найма (поднайма) жилого помещения, предоставления жилых помещений детей-сирот на условиях договора аренды жилого помещения, передачи жилого помещения в доверительное управление;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся жилые помещения, право пользования или право собственности на которые сохранены за детьми-сиротами.

Расходы опекунов (попечителей) по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги рассчитываются:

в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общей площади жилого помещения, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются единственными нанимателями и пользователями жилого помещения, либо единственными собственниками жилого помещения;

в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из доли общей площади жилого помещения, приходящейся на детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, определяемой как частное от деления общей площади жилого помещения на общее количество лиц, проживающих в жилом помещении, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются членами семьи нанимателя жилого помещения;

в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из доли общей площади жилого помещения, соответствующей доле в праве общей собственности на жилое помещение, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются одним из собственников жилого помещения.