2. Опыт субъектов Российской Федерации по решению проблемы образования задолженности по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальных услуг
В субъектах Российской Федерации меры социальной поддержки предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
1) в отношении жилых помещений, которые временно не используются:
детьми-сиротами в связи с их проживанием в жилых помещениях опекунов (попечителей), приемных родителей, помещением детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот;
детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот в связи с их обучением в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях;
детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот в связи прохождением ими военной службы по призыву, отбыванием наказания в исправительных учреждениях;
2) в отношении жилых помещений:
опекунов (попечителей), приемных родителей, в которых дети-сироты зарегистрированы по месту пребывания;
бывших опекунов (попечителей), в которых лица из числа детей-сирот, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях по очной форме, проживают по месту пребывания.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в субъектах Российской Федерации в виде:
освобождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (Республика Саха (Якутия), Вологодская, Псковская, Свердловская области, Москва);
возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг посредством предоставления денежной компенсации в размере 100 процентов платы за данное жилое помещение и коммунальные услуги в части приходящейся на долю детей-сирот и лиц из числа детей-сирот (Республика Северная Осетия (Алания), Владимирская, Мурманская, Нижегородская области, Санкт-Петербург и др.);
частичного погашения расходов в виде ежемесячной денежной выплаты/материальной помощи/социального пособия (адресной социальной помощи) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Республики Марий Эл и Мордовия, Белгородская, Брянская, Ульяновская области и др.);
освобождения от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся в период, когда дети-сироты, лица из числа детей-сирот не имели возможности пользоваться жилыми помещениями, посредством возмещения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации понесенных в связи с этим расходов собственникам жилых помещений при их непосредственном управлении многоквартирным домом, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом и ресурсоснабжающим организациям (Архангельская, Магаданская области, Ненецкий автономный округ).
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются условия освобождения от задолженности. Например, в Ненецком автономном округе дети-сироты, лица из числа детей-сирот освобождаются от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в части приходящейся на них доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги при условии разделения лицевого счета.
Информация о мерах социальной поддержки по оплате за жилые помещения детей-сирот в отдельных субъектах Российской Федерации представлена в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
Источниками внесения платы за жилые помещения детей-сирот в субъектах Российской Федерации являются:
доходы, полученные в результате предоставления жилых помещений детей-сирот на условиях договора найма (поднайма) жилого помещения, предоставления жилых помещений детей-сирот на условиях договора аренды жилого помещения, передачи жилого помещения в доверительное управление;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся жилые помещения, право пользования или право собственности на которые сохранены за детьми-сиротами.
Расходы опекунов (попечителей) по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги рассчитываются:
в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общей площади жилого помещения, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются единственными нанимателями и пользователями жилого помещения, либо единственными собственниками жилого помещения;
в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из доли общей площади жилого помещения, приходящейся на детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, определяемой как частное от деления общей площади жилого помещения на общее количество лиц, проживающих в жилом помещении, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются членами семьи нанимателя жилого помещения;
в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из доли общей площади жилого помещения, соответствующей доле в праве общей собственности на жилое помещение, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются одним из собственников жилого помещения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875