Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Модуль N 5 "Русская классическая музыка"

Модуль N 5 "Русская классическая музыка" <12>

--------------------------------

<12> Изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей "Музыка моего края" и "Народное музыкальное творчество России", переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций.

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3 - 4 учебных часа

Образы родной земли

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и др.)

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.

Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов

Продолжение

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Б)

4 - 6 учебных часов

Золотой век русской культуры

Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века.

Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века. Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона

В)

4 - 6 учебных часов

История страны и народа в музыке русских композиторов

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов - членов "Могучей кучки", С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и др.)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX - XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком.

Исполнение Гимна Российской Федерации. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов - членов кружка "Могучая кучка".

Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов

Г)

3 - 4 учебных часа

Русский балет

Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмей-

Знакомство с шедеврами русской балетной музыки. Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом. Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи). Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров.

Окончание

N блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

стеров, артистов балета. Дягилевские сезоны

Съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации и т.п.) на музыку какого-либо балета (фрагменты)

Д)

3 - 4 учебных часа

Русская исполнительская школа

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского

Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации. Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений.

Дискуссия на тему "Исполнитель - соавтор композитора".

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки

Е)

3 - 4 учебных часа

Русская музыка - взгляд в будущее

Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и др.)

Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства.

Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России.

Импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов