3. Общие подходы к разработке модели нарушителя на объекте образования

3. Общие подходы к разработке модели нарушителя на объекте образования.

На основе типовой модели нарушителя на объекте образования разрабатывается объектовая модель нарушителя <1> (далее - ОМН), необходимая для формирования документов по противодействию совершению преступлений террористической направленности на конкретном объекте образования.

--------------------------------

<1> За исключением объектов образования, требованиями по обеспечению антитеррористической защищенности к которым постановлениями Правительства Российской Федерации разработка модели нарушителя не предусмотрена.

В формируемые на основе ОМН инструктивные документы включаются в том числе:

планируемые меры профилактики несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности (в том числе, воспитание неприемлемости идеологии терроризма, формирование нравственных основ противостояния идеологии терроризма, выявление ранних вербальных и невербальных признаков формирования идеологии терроризма; мониторинг ранних признаков подготовки средств совершения преступлений террористической направленности);

планируемые организационные и технические меры для пресечения несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности:

- единовременно - активация кнопки передачи тревожных сообщений для вызова группы быстрого реагирования, дублирующий вызов представителей правоохранительных органов <1> по телефону, отслеживание и видеофиксация действий нарушителя, установление постоянной связи с правоохранительными органами и прибывающими группами правоохранительных органов, принятие личных мер по возможному задержанию нарушителя, блокированию (изоляции) в определенной части объекта образования и/или отвлечению его внимания от цели нападения (только при наличии возможности и с учетом исключения возможного дополнительного риска работникам и обучающимся);

--------------------------------

<1> Дежурных служб территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии.

- долговременно - переориентация систем обеспечения пропускного и внутриобъектового режима на повышение эффективности, включая использование при наличии технической возможности шлюзовых систем, обеспечение осмотра проносимых вещей автоматизировано с изолированного рабочего места работника охраны либо одним работником охраны при условии управления допуском на объект со стороны второго работника охраны, находящегося в безопасной изоляции;

подготовка к пресечению действий нарушителей путем проведения учений, тренировок или иных практических учебных занятий с работниками охраны и персоналом объекта с учетом возможной тактики и сценариев действий нарушителей, включающих:

- конкретные действия охраны и персонала объекта, исходя из возможных способов действий групп и отдельных нарушителей, прогнозируемых маршрутов их движения;

- участие работников охраны и персонала образовательных организаций в тренировках, проводимых территориальными органами ФСБ России, МВД России, Росгвардии;

- практическую отработку передачи сообщения о совершении преступлений террористической направленности в правоохранительные органы <1>;

--------------------------------

<1> В дежурные службы территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии.

- отработку информационного взаимодействия с группами быстрого реагирования охранных организаций и нарядами правоохранительных органов, направленного на обеспечение непрерывной связи между работниками охраны и прибывающими группами в случае совершения несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности;

планируемые меры для минимизации и ликвидации последствий несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности (эвакуация работников и обучающихся, принятие мер по организации тушения пожара в случае его возникновения, вызов представителей органов здравоохранения для оказания помощи пострадавшим, вызов подразделений МЧС России для обеспечения эвакуации из здания при невозможности использования имеющихся выходов и/или окон первых этажей, а также в случае обрушения элементов здания или риске их обрушения и т.д.);

При разработке ОМН и инструктивных документов могут быть использованы методические материалы, касающиеся тактики совершения террористического акта и содержащие рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта, размещенные на сайте ФСБ России http://www.fsb.ru/fsb/supplement/advice.htm, а также учебно-методические материалы, рекомендации по личной безопасности и видеоматериалы, размещенные на сайте НАК:

http://nac.gov.ru/uchebno-metodicheskie-materialy.html,

http://nac.gov.ru/dokumentalnyie-filmy.html.