Письмом ФНС России от 30.01.2023 N БС-4-21/977@ направлен обзор правовых позиций (за IV квартал 2022 г.).

3) Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2022 N 1717-О

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) оспаривает конституционность пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень); направляет Перечень в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

ООО принадлежит на праве собственности нежилое здание с назначением "многофункциональный общественный центр", введенное в эксплуатацию в мае 2016 года. Этот объект был поставлен на кадастровый учет в июне 2016 года и не вошел в Перечень на налоговый период 2016 года.

Заявитель не просил внести в Перечень это здание после ввода его в эксплуатацию и регистрации права собственности на него, пока оно не вошло в Перечень, определенный на налоговый период 2017 года.

Налоговый орган по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, представленной ООО, установил занижение суммы налога за указанный налоговый период и вынес решение об отказе в привлечении этой организации к налоговой ответственности с доначислением суммы налога.

Полагая, что налог на имущество организаций за налоговый период 2016 года должен исчисляться по кадастровой стоимости объекта, ООО обратилось в Арбитражный суд города Москвы, который решением от 20.01.2021, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 и Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2021, отказал заявителю в признании незаконным решения налогового органа. Суды посчитали, что объект, который отсутствует в Перечне по состоянию на 01.01.2016, облагается налогом на имущество организаций по балансовой (остаточной) стоимости.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2021 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации ООО отказано.

ООО полагает, что пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует статьям 8, 15 и 57 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он исключает исчисление налоговой базы по налогу на имущество организаций в интересах налогоплательщика исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, который соответствует критериям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, но не включен в Перечень.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что субъектам Российской Федерации предоставлено право регулировать своими законами при установлении налога на имущество организаций особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации). По смыслу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации конкретный Перечень на очередной налоговый период определяется на основе соответствующих признаков уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Тем самым положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выступают основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию Перечня, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.

В решениях по делу суды связывали отказ от исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ООО объекта недвижимости не только с его отсутствием в соответствующем Перечне, но и с тем, что сама кадастровая стоимость этого здания не была надлежащим образом установлена (утверждена) по состоянию на 01.01.2016. Соответственно, Конституционный Суд Российской Федерации не находит возможным связывать предполагаемое ООО нарушение конституционных прав лишь с применением в его деле оспариваемого законоположения, что тем более не позволяет принять жалобу заявителя к рассмотрению.