Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году, направлены Письмом Рособрнадзора от 21.09.2023 N 04-303.

3. Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.

Критерии N 1 и N 2 являются основными.

Если при проверке сочинения по критерию N 1 или N 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (размышляя над предложенной темой, раскрывает разные ее аспекты в их взаимосвязи), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно

2

Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается

1

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается

0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст);

выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;

при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2

Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста(ов), при привлечении двух и более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними,

и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,

и/или ограничивается простым пересказом произведения,

и/или допущены 2 - 4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала

1

Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста,

или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала

0

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль не развивается

1

Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть

0

К4. Качество речи

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической целостностью, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов, отсутствием неоправданных речевых штампов, канцеляризмов

2

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но имеются нарушения стилистической целостности, неоправданные речевые штампы, канцеляризмы, отмечается однообразие грамматического строя речи

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

К5. Оригинальность сочинения

Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля

1

В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля

0

К6. Речевые нормы

Речевых ошибок нет, или допущено 1 - 2 речевые ошибки

2

Допущено 3 - 4 речевые ошибки

1

Допущено 5 и более речевых ошибок

0

К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

3

Допущено 2 - 3 орфографические ошибки

2

Допущено 4 - 5 орфографических ошибок

1

Допущено более 5 орфографических ошибок

0

К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка

3

Допущено 2 - 3 пунктуационные ошибки

2

Допущено 4 - 5 пунктуационных ошибок

1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок

0

К9. Грамматические нормы

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка

2

Допущено 2 - 3 грамматические ошибки

1

Допущено 4 и более грамматических ошибок

0

К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале

Фактические ошибки отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20