Административная трансформация

Сегодня строительная отрасль сталкивается с вызовами, преодолев которые можно значительно повысить ее эффективность и увеличить вклад в экономику страны. Существенное повышение эффективности использования средств, вовлеченных в инвестиционно-строительный цикл, возможно за счет системных мер совершенствования нормативно-правового регулирования отрасли.

В 2021 году изменениями в законодательство о градостроительной деятельности установлен закрытый универсальный перечень этапов и мероприятий реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Ранее такие этапы и мероприятия устанавливались в исчерпывающих перечнях процедур применительно к различным объектам капитального строительства. Например, в жилищном строительстве нужно было осуществить более 90 процедур в зависимости от вида объекта капитального строительства. Сегодня для объектов капитального строительства всех видов установлен универсальный перечень из 32 мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.

Для всех субъектов Российской Федерации исключается возможность установления дополнительных мероприятий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также в 2021 году Правительством Российской Федерации утвержден исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами и необходимых застройщику, техническому заказчику для реализации проекта по строительству объектов капитального строительства (далее - перечень), предусматривающий 989 позиций. В 2022 году перечень сокращен до 751 позиции.

При этом за предъявление требований о получении дополнительных документов, не предусмотренных перечнем, установлена административная ответственность. Полномочиями по контролю за соблюдением новых требований наделена Федеральная антимонопольная служба.

Кроме того, реализуется инициатива социально-экономического развития Российской Федерации "Реинжиниринг правил промышленного строительства", в рамках которой организована работа по сокращению излишних требований и согласований при строительстве объектов капитального строительства производственного назначения.

Также в 2021 - 2022 годах завершен очередной этап унификации правил подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, приняты прозрачные правила переноса (выноса) сетей инженерно-технического обеспечения, предусматривающие баланс интересов застройщиков и сетевых организаций.

Вызовами являются:

избыточное количество документов, сведений, материалов, согласований;

около 50 процентов общих сроков инвестиционно-строительного цикла занимает прохождение бюрократических процедур;

дублирование предоставления застройщиком одной и той же информации в различные ведомства на разных этапах строительства.

Задачами являются:

оптимизация процедуры, сокращение сроков инвестиционно-строительного цикла строительства объектов капитального строительства, включая промышленные объекты;

снижение административной нагрузки на строительный бизнес, в том числе за счет совершенствования условий и сокращения сроков подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Предусмотрены следующие мероприятия:

сокращение и алгоритмизация исчерпывающего перечня;

сокращение и оптимизация излишних и устаревших требований и согласований в строительстве, предусмотренных ведомственными актами, актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, с учетом применения принципов административной трансформации:

"нет регламента - нет процедуры";

"не описан предмет и (или) нет оснований для отказа - нет процедуры";

"нет срока - нет процедуры";

"один предмет - одна процедура" (исключение дублирующих друг друга процедур);

"нет влияния на результат - нет процедуры" (исключение избыточных и устаревших процедур);

построение "клиентского пути" инвестора и определение "целевых моделей" для разных видов объектов капитального строительства в целях достижения комплексного эффекта по уменьшению сроков и издержек строительства;

обеспечение возможности предоставления ряда услуг и функций в электронном виде (в том числе объединенных жизненной ситуацией и предоставляемых в автоматическом режиме);

внедрение принципа оказания комплексных услуг, при котором в рамках одного заявления возможно получить несколько услуг;

проработка возможности сокращения сроков подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и совершенствования регулирования в целях снижения административной нагрузки на застройщиков и сокращения сроков реализации инвестиционно-строительных проектов.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

инвестиционно-строительный цикл строительства объектов капитального строительства сокращен на 30 процентов (относительно 2019 года) без снижения безопасности и качества строительства;

сокращено количество документов, сведений, материалов, согласований в строительстве не менее чем в 2 раза;

от выбора земельного участка до начала эксплуатации объекта капитального строительства необходимо осуществить не более 100 действий;

снижена административная нагрузка на застройщиков в части подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

сокращены сроки строительства групп промышленных объектов на 40 процентов к 2030 году по отношению к 2020 году;

сформировано единое информационное пространство отрасли строительства, предназначенное для внедрения технологий полностью безбумажного, открытого и прозрачного взаимодействия участников градостроительной деятельности на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства;

строительная отрасль стала клиентоориентированной.