Нормативная правовая база системы технического регулирования в настоящее время характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
Устаревшая по структуре и принципу формирования, не соответствующая в полной мере современному техническому уровню, содержащая противоречивые и дублирующие документы база нормативно-технических требований тормозит инновационные процессы в строительстве, создает неоправданные административные технические барьеры для всех участников инвестиционно-строительного цикла, препятствует оперативному внедрению в практику строительства новых материалов и технологий.
За 2020 - 2022 годы реализован ряд мер по сокращению избыточных устаревших норм. Около 10500 требований в строительстве переведены из статуса обязательных в статус добровольных. Общее число обязательных требований сохраняется на уровне 380. В целях внедрения оптимальных строительных решений создан механизм оперативного закрепления однотипных технических решений - специальных технических условий в нормативно-технических документах ("2 СТУ = норма") путем сокращения сроков процедур корректировки сводов правил.
несовершенная нормативная правовая база технического регулирования, сдерживающая внедрение передовых технологий и материалов;
несоразмерность отдельных действующих нормативных требований с потенциальным риском причинения вреда в сферах механической, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности;
отсутствие взаимной согласованности, дублирование и противоречие нормативных технических документов, разрабатываемых разными ведомствами;
несовершенство законодательно установленной системы регламентации этапов жизненного цикла объекта капитального строительства, отсутствие целостной системы оценки технических решений на различных этапах жизненного цикла (особенно на этапе эксплуатации);
ограничение области применения сводов правил, отсутствие понятного механизма применения обязательных и добровольных требований;
отсутствие быстрого, упрощенного порядка вывода на рынок новых строительных ресурсов (в том числе зарубежного производства).
переход от предписывающего метода нормирования к параметрическому методу нормирования, обеспечивающему максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений;
внедрение реестрового принципа разработки технических требований в сфере строительства путем формирования целостной системы нормативных документов, устанавливающей единые обязательные требования к проектированию, строительству и эксплуатации объекта капитального строительства и исключающей противоречия нормативных правовых и нормативных технических документов;
внедрение инновационных, энергоэффективных и экологичных технологий, в том числе развитие технологий модульного строительства, внедрение аддитивных технологий в строительстве и технологий "умный дом", расширение области применения нетрадиционных строительных конструкций из дерева и стали, развитие деревянного домостроения;
выход строительных услуг на рынки государств - участников стран Евразийского экономического союза, а также повышение конкурентоспособности строительных материалов и услуг на международном рынке;
оптимизация отдельных требований санитарно-эпидемиологических, экологических норм;
упрощение порядка подтверждения пригодности новой продукции и ее использования, сокращение сроков вывода на рынок новой продукции.
Предусмотрены следующие мероприятия:
пересмотр нормативной правовой базы в целях перехода от предписывающего к параметрическому методу нормирования, а также развитие альтернативных способов и механизмов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности;
реализация реестрового принципа формирования всех обязательных нормативных технических требований в сфере строительства, создание системы управления требованиями безопасности и качества объектов капитального строительства на основе цифрового реестра требований в строительной отрасли, предоставление Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочий по созданию и ведению такого реестра;
устранение излишних, противоречивых, дублирующих нормативных технических требований в строительстве, перевод нормативных технических документов в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы;
регулярная актуализация нормативных технических документов, а также разработка новых нормативных технических документов с учетом необходимости применения при строительстве объектов капитального строительства передовых технологий и материалов, в том числе энергоэффективных и экологичных;
создание системы нормативных технических документов в сегменте модульного строительства, оптимизация системы оценки соответствия для модульных решений;
создание системы сводов правил в области деревянного домостроения, совершенствование технического регулирования в области строительства с применением стальных конструкций;
актуализация системы сводов правил для обеспечения внедрения аддитивных технологий и технологий "умный дом";
интеграция процессов технического нормирования и оценки соответствия на уровне Евразийского экономического союза.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
осуществлен переход на параметрический метод нормирования в проектировании и строительстве, обеспечена необходимая нормативная правовая база для развития системы технического регулирования в строительной отрасли;
устранены излишние, противоречивые, дублирующие требования, установлены механизмы применения добровольных требований, альтернативных способов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности;
создана система управления требованиями безопасности объектов капитального строительства;
актуализированы и переведены в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы все российские документы по стандартизации в сфере проектирования и строительства (более 3000 документов);
внедрено не менее 200 новых нормативных технических документов в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, внедрения современных технологий и инновационных строительных материалов;
принят технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий";
создана система национальных стандартов и сводов правил в области модульного строительства, деревянного домостроения;
значительно сокращен срок вывода на рынок новой продукции и упрощена процедура подтверждения пригодности строительных ресурсов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875