Совершенствование системы технического регулирования

Нормативная правовая база системы технического регулирования в настоящее время характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.

Устаревшая по структуре и принципу формирования, не соответствующая в полной мере современному техническому уровню, содержащая противоречивые и дублирующие документы база нормативно-технических требований тормозит инновационные процессы в строительстве, создает неоправданные административные технические барьеры для всех участников инвестиционно-строительного цикла, препятствует оперативному внедрению в практику строительства новых материалов и технологий.

За 2020 - 2022 годы реализован ряд мер по сокращению избыточных устаревших норм. Около 10500 требований в строительстве переведены из статуса обязательных в статус добровольных. Общее число обязательных требований сохраняется на уровне 380. В целях внедрения оптимальных строительных решений создан механизм оперативного закрепления однотипных технических решений - специальных технических условий в нормативно-технических документах ("2 СТУ = норма") путем сокращения сроков процедур корректировки сводов правил.

Вызовами являются:

несовершенная нормативная правовая база технического регулирования, сдерживающая внедрение передовых технологий и материалов;

несоразмерность отдельных действующих нормативных требований с потенциальным риском причинения вреда в сферах механической, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности;

отсутствие взаимной согласованности, дублирование и противоречие нормативных технических документов, разрабатываемых разными ведомствами;

несовершенство законодательно установленной системы регламентации этапов жизненного цикла объекта капитального строительства, отсутствие целостной системы оценки технических решений на различных этапах жизненного цикла (особенно на этапе эксплуатации);

ограничение области применения сводов правил, отсутствие понятного механизма применения обязательных и добровольных требований;

отсутствие быстрого, упрощенного порядка вывода на рынок новых строительных ресурсов (в том числе зарубежного производства).

Задачами являются:

переход от предписывающего метода нормирования к параметрическому методу нормирования, обеспечивающему максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений;

внедрение реестрового принципа разработки технических требований в сфере строительства путем формирования целостной системы нормативных документов, устанавливающей единые обязательные требования к проектированию, строительству и эксплуатации объекта капитального строительства и исключающей противоречия нормативных правовых и нормативных технических документов;

внедрение инновационных, энергоэффективных и экологичных технологий, в том числе развитие технологий модульного строительства, внедрение аддитивных технологий в строительстве и технологий "умный дом", расширение области применения нетрадиционных строительных конструкций из дерева и стали, развитие деревянного домостроения;

выход строительных услуг на рынки государств - участников стран Евразийского экономического союза, а также повышение конкурентоспособности строительных материалов и услуг на международном рынке;

оптимизация отдельных требований санитарно-эпидемиологических, экологических норм;

упрощение порядка подтверждения пригодности новой продукции и ее использования, сокращение сроков вывода на рынок новой продукции.

Предусмотрены следующие мероприятия:

пересмотр нормативной правовой базы в целях перехода от предписывающего к параметрическому методу нормирования, а также развитие альтернативных способов и механизмов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности;

реализация реестрового принципа формирования всех обязательных нормативных технических требований в сфере строительства, создание системы управления требованиями безопасности и качества объектов капитального строительства на основе цифрового реестра требований в строительной отрасли, предоставление Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочий по созданию и ведению такого реестра;

устранение излишних, противоречивых, дублирующих нормативных технических требований в строительстве, перевод нормативных технических документов в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы;

регулярная актуализация нормативных технических документов, а также разработка новых нормативных технических документов с учетом необходимости применения при строительстве объектов капитального строительства передовых технологий и материалов, в том числе энергоэффективных и экологичных;

создание системы нормативных технических документов в сегменте модульного строительства, оптимизация системы оценки соответствия для модульных решений;

создание системы сводов правил в области деревянного домостроения, совершенствование технического регулирования в области строительства с применением стальных конструкций;

актуализация системы сводов правил для обеспечения внедрения аддитивных технологий и технологий "умный дом";

интеграция процессов технического нормирования и оценки соответствия на уровне Евразийского экономического союза.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

осуществлен переход на параметрический метод нормирования в проектировании и строительстве, обеспечена необходимая нормативная правовая база для развития системы технического регулирования в строительной отрасли;

устранены излишние, противоречивые, дублирующие требования, установлены механизмы применения добровольных требований, альтернативных способов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности;

создана система управления требованиями безопасности объектов капитального строительства;

актуализированы и переведены в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы все российские документы по стандартизации в сфере проектирования и строительства (более 3000 документов);

внедрено не менее 200 новых нормативных технических документов в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, внедрения современных технологий и инновационных строительных материалов;

принят технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий";

создана система национальных стандартов и сводов правил в области модульного строительства, деревянного домостроения;

значительно сокращен срок вывода на рынок новой продукции и упрощена процедура подтверждения пригодности строительных ресурсов.