1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для энергодиспетчера (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам охраны труда и нормативными документами ОАО "РЖД", устанавливает основные требования охраны труда для энергодиспетчера, управляющего электроустановками дистанций электроснабжения, при выполнении им должностных обязанностей.

В дистанциях электроснабжения, Московской и Забайкальской дирекциях по энергообеспечению должна быть разработана и утверждена с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного органа местная инструкция по охране труда для энергодиспетчера. Разработку местной инструкции следует осуществлять на основе:

настоящей Инструкции;

возложенных на энергодиспетчера должностных обязанностей, анализа трудовой функции энергодиспетчера;

устройств и оборудования, находящегося в эксплуатации и его оперативном управлении и ведении;

требований профессионального стандарта;

результатов специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте, в том числе с идентификацией вредных производственных факторов;

определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых энергодиспетчером;

анализа результатов расследований несчастных случаев и профессиональных заболеваний энергодиспетчеров (при их наличии);

определения безопасных методов и приемов выполнения работ.

1.2. В настоящей инструкции используются следующие сокращения:

АРМ

- автоматизированное рабочее место

АСУ ВОП-2

- информационная автоматизированная система выдачи предупреждений на поезда

ВЛ АБ

- воздушная линия автоблокировки

ВЛ ДПР

- воздушная линия "два провода - рельс"

ВЛ ПЭ

- воздушная линия продольного электроснабжения

ГРЩ

- главный распределительный щит

ДНЦ

- поездной диспетчер

ДСП

- дежурный по станции

ДЦ

- диспетчерский центр

НТЭ

- дирекция по энергообеспечению

ОДУ ТЦЭ

- отдел оперативно-диспетчерского управления технического центра электрификации и электроснабжения

ОРУ

- открытое распределительное устройство

ППС

- пункт параллельного соединения

ПС

- пост секционирования

РРУ

- ремонтно-ревизионный участок

СИЗ

- средства индивидуальной защиты

СОУТ

- специальная оценка условий труда

СЦБ

- устройства сигнализации, централизации и блокировки

ТЧ

- локомотивное депо

ЦДМВ

- Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава

ЦРП

- центральный распределительный пункт

ЦСС

- Центральная станция связи

ЦТ

- Дирекция тяги

ШЧ

- дистанция сигнализации, централизации и блокировки

ЭПС

- электроподвижной состав

ЭЧ

- дистанция электроснабжения

ЭЧК

- район контактной сети

ЭЧС

- район электроснабжения

ЭЧЦ

- энергодиспетчер

ЭЧЦС

- старший энергодиспетчер

ЭЧЭ

- тяговая подстанция

1.3. На должность энергодиспетчера, управляющего электроустановками дистанции электроснабжения, могут назначаться лица, имеющие высшее профессиональное образование, практический опыт работы в должностях, связанных с эксплуатацией устройств электроснабжения железных дорог не менее трех лет, V группу по электробезопасности.

1.4. Энергодиспетчер может быть допущен к самостоятельной работе после прохождения установленным порядком:

предварительного медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования с положительным заключением о пригодности к работе;

вводного и первичного инструктажей по охране труда, пожарной безопасности;

подготовки по новой должности по индивидуальной программе с обучением на рабочем месте (стажировки), в том числе обучения правилам и приемам оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве;

предэкзаменационной подготовки и проверки знаний требований охраны труда, норм и правил работы в электроустановках;

дублирования с противоаварийными тренировками.

1.5. Подготовка по новой должности энергодиспетчера.

Продолжительность стажировки энергодиспетчера в целом составляет от двух до трех месяцев в зависимости от уровня подготовки работника.

Индивидуальная программа подготовки энергодиспетчера, которую должен разработать старший энергодиспетчер (начальник отдела оперативно-диспетчерского управления Московской, Забайкальской дирекций по энергообеспечению) должна содержать все этапы подготовки энергодиспетчера с указанием места, сроков прохождения каждого этапа. Программа подготовки энергодиспетчера должна быть утверждена начальником дистанции электроснабжения (технического центра электрификации и электроснабжения Московской дирекции по энергообеспечению, Забайкальской дирекции по энергообеспечению). В Московской и Забайкальской дирекциях по энергообеспечению программа подготовки предварительно должна быть согласована руководителем дистанции электроснабжения, в производственных подразделениях которого энергодиспетчер будет проходить стажировку.

Длительность и объем каждого этапа подготовки определяется в зависимости от квалификации работника, в том числе стажа работы в должностях, связанных с эксплуатацией устройств электроснабжения железных дорог, и уровня знаний.

Допуск к стажировке осуществляется на основании приказа начальника дистанции электроснабжения (технического центра электрификации и электроснабжения Московской дирекции по энергообеспечению, Забайкальской дирекции по энергообеспечению), которым, в том числе, назначаются руководители стажировки на каждом этапе подготовки энергодиспетчера.

Программа подготовки энергодиспетчера должна предусматривать ознакомление с организацией работы в районе контактной сети, тяговой подстанции, районе электроснабжения, энергодиспетчерском пункте.

При достаточном опыте работы в производственном подразделении и надлежащем уровне знаний руководитель дистанции электроснабжения (дирекции по энергообеспечению) по предложению старшего энергодиспетчера (начальника отдела оперативно-диспетчерского управления Московской, Забайкальской дирекций по энергообеспечению) может исключить (сократить) этап подготовки в аналогичном производственном подразделении.

В процессе стажировки работник должен ознакомиться с порядком организации работы в производственном подразделении, оперативной, эксплуатационной, технической документацией, схемами, опасными местами, устройством электроустановок контактной сети, тяговых, трансформаторных подстанций, ВЛ АБ, ВЛ ПЭ, ВЛ ДПР, нетяговых потребителей и других электроустановок, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности дистанции электроснабжения.

В процессе стажировки обучаемый должен присутствовать при выполнении сложных и характерных для подразделения работ.

Факт проведения стажировки в соответствии с программой оформляется в журнале инструктажей по охране труда (или в журнале проведения стажировок) того производственного подразделения, где проходит стажировку энергодиспетчер. По окончании этапа стажировки копия страниц журнала направляется старшему энергодиспетчеру.

1.5.1. Первый этап подготовки на рабочем месте (стажировки) продолжительностью одна неделя проходит в энергодиспетчерском пункте и должен содержать:

общее знакомство с обязанностями энергодиспетчера в процессе исполнения трудовых функций;

изучение Инструкции энергодиспетчера, управляющего электроустановками дистанции электроснабжения ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 19 декабря 2013 г. N 2802р, настоящей инструкции;

ознакомление с АРМ-ЭЧЦ, оперативной, технической документацией.

1.5.2. Во время стажировки на тяговой подстанции продолжительностью от двух до трех недель энергодиспетчер должен:

изучить оборудование в зоне эксплуатационной ответственности тяговой подстанции, виды релейной защиты и автоматики, применяемых для ликвидации (локализации) повреждений, возникающих при ненормальных режимах работы оборудования, селективность защит и порядок ввода в работу оборудования после его отключения в результате действия релейной защиты;

изучить Правила безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения железных дорог ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 13 июня 2017 г. N 1105/р, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н;

ознакомиться с однолинейной и оперативной схемами тяговой подстанции, опасными местами в устройствах тяговой подстанции;

изучить организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ в электроустановках тяговой подстанции, особенности организации и выполнения работ в опасном месте;

изучить порядок выдачи наряда-допуска, распоряжения, рекомендации по заполнению бланка наряда-допуска формы ЭУ-44 и журнала учета работ по нарядам и распоряжениям с последующей учебной тренировкой по оформлению бланка наряда-допуска;

ознакомиться с типовыми бланками переключений, с порядком разработки разовых бланков и выполнения переключений по бланкам;

изучить порядок организации работы на оборудовании, находящемся в оперативном управлении, ведении энергодиспетчера, организации работы по предотвращению аварий и ликвидации их последствий по приказу энергодиспетчера без оформления наряда.

1.5.3. Продолжительность стажировки в районе контактной сети - от двух до трех недель. Программа стажировки должна содержать:

изучение устройств контактной сети, особенности электрической схемы на участках постоянного и переменного тока, принципов чередования фаз в проводах контактной подвески в месте расположения тяговой подстанции, роли нейтральных вставок при переходе подвижного состава с одной фазы на другую;

ознакомление с оборудованием и схемой станции стыкования (при наличии), назначением и особенностями ее эксплуатации, изучение требований безопасности при выполнении работ под напряжением, изучение местной инструкции по охране труде при выполнении работ на станции стыкования;

изучение условий выполнения работ на контактной сети в отношении мер безопасности, обязанностей работников, ответственных за безопасное выполнение работ;

изучение правил оформления работ на контактной сети нарядом-допуском формы ЭУ-115, распоряжением с рассмотрением роли и ответственности энергодиспетчера при допуске бригады на место работы по наряду формы ЭУ-115 и формы ЭУ-44 в случае наличия в зоне эксплуатационного обслуживания трансформаторных подстанций и ВЛ на отдельностоящих опорах;

изучение порядка организации работ на контактной сети с различными условиями выполнения работы: под напряжением, со снятием напряжения и заземлением, вблизи частей, находящихся под напряжением, комбинированной работы, на высоте;

изучение опасных мест на контактной сети, карт технологического процесса подготовки работы в опасном месте;

участие в учебной тренировке по выписке наряда после изучения рекомендаций по его заполнению.

правила организации и выполнения работы при ликвидации повреждения на контактной сети, ВЛ АБ, ВЛ ПЭ, ДПР и при аварийно-восстановительных работах.

1.5.4. Продолжительность стажировки в районе электроснабжения - от одной до двух недель. Программа стажировки должна содержать:

изучение принципов работы и правил эксплуатации оборудования, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности ЭЧС;

изучение порядка подготовки места работ и допуска к работе на оборудование, находящееся в управлении и ведении ЭЧЦ, рассмотрение роли и обязанностей административно-технического персонала ЭЧС, дежурного по ЦРП (при наличии) при организации работы в электроустановках, находящихся в оперативном ведении ЭЧЦ, особенности выполнения работы в опасных местах;

участие в учебной тренировке по заполнению бланка наряда-допуска после изучения рекомендаций по его заполнению.

1.5.5. Завершающий этап стажировки продолжительностью от трех до пяти недель проходит на рабочем месте энергодиспетчера. Программа стажировки на данном этапе должна содержать изучение:

схем внешнего энергоснабжения, однолинейных и оперативных схем тяговых подстанций, схем питания и секционирования контактной сети, ВЛ АБ, ВЛ ПЭ ДПР;

инструкций о взаимоотношениях с электрическими сетями, регламентов взаимодействия с соседними дистанциями энергоснабжения, ШЧ, ТЧ, другими структурными подразделениями в границах эксплуатационной ответственности дистанций электроснабжения;

обязанностей энергодиспетчера по контролю за действиями допускающего и контролирующего лица, осуществляющих подготовку места работы и включение оборудования по окончании работы по типовому (разовому) бланку переключений; порядка ведения оперативного журнала и суточной ведомости, оформления работы по ликвидации повреждений;

перечня допустимых сокращений и единых диспетчерских наименований, установленных распоряжением по дистанции электроснабжения (дирекции по энергообеспечению);

действий энергодиспетчера в нестандартной ситуации;

Инструкции по подготовке к работе и обеспечению надежности работы устройств электроснабжения в зимних условиях, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 14 ноября 2019 г. N 2542/р;

приказа начальника дистанции электроснабжения по действию персонала в сложных метеоусловиях;

схем плавки гололеда на контактной сети, ВЛ-35, 110 кВ;

правил и приемов оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве.

1.6. Проверка знаний требований охраны труда, норм и правил работы в электроустановках.

Проверка знаний у энергодиспетчера при назначении на должность производится в комиссии, установленной приказом по дистанции электроснабжения (техническому центру электрификации и электроснабжения Московской дирекции по энергообеспечению, Забайкальской дирекции по энергообеспечению). При проведении проверки знаний у энергодиспетчера ОДУ ТЦЭ Московской дирекции по энергообеспечению, Забайкальской дирекции по энергообеспечению, а также в случае, когда энергодиспетчер, находясь в штате одной дистанции электроснабжения, управляет электроустановками смежной дистанции электроснабжения, в состав комиссии по проверке знаний должен быть включен руководитель дистанции электроснабжения, электроустановками которой управляет энергодиспетчер.

В заключении комиссии указывается срок дублирования. Продолжительность дублирования устанавливается индивидуально в зависимости от опыта работы, уровня профессиональной подготовки, иных условий и может составлять более 12 смен.

1.7. Дублирование с противоаварийными тренировками.

Допуск к дублированию и проведению противоаварийных тренировок производится на основании распоряжения начальника дистанции электроснабжению, технического центра Московской дирекции по энергообеспечению, Забайкальской дирекции по энергообеспечению, в котором должен быть указан срок дублирования и ответственный за его проведение (дежурный энергодиспетчер со стажем работы в должности не менее двух лет или старший энергодиспетчер), а также вводные задания для проведения противоаварийных тренировок.

Порядок проведения дублирования изложен в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

Срок дублирования может быть продлен не более чем на 12 смен по результатам проведения противоаварийных тренировок или по результатам квалификационного экзамена в комиссии дирекции по энергообеспечению.

1.8. После прохождения стажировки, проверки знаний по электробезопасности в причастной комиссии, дублирования перед допуском к самостоятельной работе энергодиспетчер должен сдать квалификационный экзамен в комиссии дирекции по энергообеспечению с оценкой профессиональных навыков, уровня подготовки, знания должностных обязанностей, готовности кандидата на исполнение обязанностей энергодиспетчера.

Результаты квалификационного экзамена должны быть оформлены протоколом, который направляется в дистанцию электроснабжения (старшему энергодиспетчеру технического центра электрификации и электроснабжения Московской НТЭ, Забайкальской дирекции по энергообеспечению), в штате которых находится энергодиспетчер, а также электроустановками которой энергодиспетчер будет управлять.

Энергодиспетчер, успешно прошедший квалификационный экзамен, допускается к самостоятельной работе распоряжением по дистанции электроснабжения, начальника технического центра электрификации и электроснабжения Московской НТЭ, начальника Забайкальской НТЭ.

При неуспешном квалификационном экзамене энергодиспетчер должен пройти его повторно после дополнительного дублирования продолжительностью не более 12 смен.

При неуспешном результате квалификационного экзамена после дополнительного дублирования работник признается непригодным к выполнению обязанностей энергодиспетчера, и снимается с подготовки на должность.

1.9. Энергодиспетчер должен знать и соблюдать в объеме должностных обязанностей:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. N 204;

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н;

Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 г. N 782н;

Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные приказом Минтруда России от 25 сентября 2020 г. N 652н;

Инструкцию энергодиспетчера, управляющего электроустановками дистанции электроснабжения ОАО "РЖД", утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 19 декабря 2013 г. N 2802р;

Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 11 февраля 2021 г. N 265/р;

Правила безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения железных дорог ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 13 июня 2017 г. N 1105/р;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. N 250;

Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 19 апреля 2016 г. N 699р;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;

Положение о порядке применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2020 г. N 2941/р;

правила внутреннего трудового распорядка;

требования норм и правил пожарной безопасности;

требования санитарии и личной гигиены;

порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

порядок действий при возникновении аварии или аварийной ситуации;

требования настоящей Инструкции.

1.10. В процессе работы энергодиспетчер обязан проходить:

обязательные периодические медицинские осмотры в сроки, установленные приказом Минздравсоцразвития России;

повторный инструктаж по охране труда с периодичностью не реже одного раза в три месяца;

внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;

противоаварийные тренировки не реже одного раза в три месяца;

обучение по охране труда и обучение навыкам оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве не реже одного раза в три года;

профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации - не реже одного раза в 5 лет;

производственный инструктаж;

специальную подготовку;

периодическую ежегодную проверку знаний по охране труда, норм и правил работы в электроустановках, правил и приемов оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве.

1.11. На рабочем месте энергодиспетчера могут быть идентифицированы следующие факторы трудового процесса и производственной среды, способные нанести вред здоровью и жизни работника (опасности), явиться причиной микротравмы:

напряженность трудового процесса;

повышенный уровень статического электричества;

повышенная или пониженная ионизация воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная яркость света;

повышенная пульсация светового потока;

статические нагрузки (напряжение опорно-двигательного аппарата при длительном нахождении в положении сидя);

сенсорные нагрузки (перенапряжение зрительного анализатора при работе с персональным компьютером);

скользкие поверхности и мокрые полы, передвижение по которым может привести к падению;

наличие горючих предметов и пожароопасного оборудования, возгорание которых может привести к ожогам и отравлению от вдыхания дыма, паров вредных веществ.

Степень вероятности и степень последствий наступления каждой опасности, а также мероприятия по их снижению (исключению) отражаются в карте оценки профессиональных рисков, с которой энергодиспетчер должен быть ознакомлен под подпись при проведении первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.

1.12. Отнесение условий труда энергодиспетчера к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса следует осуществлять с учетом следующих показателей:

плотность сигналов и сообщений (световых, звуковых) в среднем за 1 час работы, поступающих как со специальных устройств (АРМ ЭЧЦ), так и при речевом сообщении, в том числе по средствам связи;

число производственных объектов одновременного наблюдения;

нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю);

монотонность нагрузок (время активных действий, монотонность производственной обстановки).

Напряженность трудового процесса на рабочем месте энергодиспетчера напрямую связана с необходимостью оперативно воспринимать сигналы, сообщения, выдавать приказы и согласования на подготовку места работы и работу, в том числе в ограниченный период времени "окна" в движении поездов, а также при нарушениях работы устройств электроснабжения, связанных с задержками в движении поездов, осуществления одновременного контроля за состоянием и режимом работы оборудования электроустановок различных объектов, координирования работы персонала производственных подразделений дистанции электроснабжения, железнодорожных станций, взаимодействия с ДНЦ, ДСП, с машинистами подвижного состава ЦТ, ЦДМВ (в экстремальных ситуациях при наличии повреждения контактной сети, подвижного состава), а также с персоналом ДЦ внешних электрических сетей по изменению технологического состояния оборудования, находящегося в управлении ДЦ.

Отнесение условий труда на рабочем месте ЭЧЦ к соответствующему классу, в том числе с определением степени вредности, осуществляется на основании результатов СОУТ после идентификации всех вредных и (или) опасных производственных факторов с учетом профессиональных рисков.

1.13. Энергодиспетчеру запрещается находиться на рабочем месте и исполнять должностные обязанности в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации энергодиспетчер, появившийся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения должен быть отстранен от работы (не допущен к работе).

1.14. Энергодиспетчер должен немедленно извещать старшего энергодиспетчера, при его отсутствии - руководителя дистанции электроснабжения (дирекции по энергообеспечению) о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками дистанции электроснабжения и другими лицами, участвующими в производственной деятельности дистанции электроснабжения, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления.

О случае получения микроповреждения (микротравмы) энергодиспетчер, при необходимости, уведомляет старшего энергодиспетчера, при его отсутствии - вышестоящего руководителя ЭЧ.

1.15. Энергодиспетчер может быть отстранен от оперативной работы на текущую смену старшим энергодиспетчером в случае выявления его действий, которые могут вызвать нарушения электроснабжения или угрозу безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей. В данном случае неверно выданные им приказы должны быть отменены.

1.16. При следовании к месту командировки и обратно в поезде во время остановок энергодиспетчеру запрещается выходить из вагона при приеме поезда на пути, не оборудованные пассажирскими платформами.

При проходе по пассажирским платформам для посадки в поезд запрещается подходить к краю платформы ближе 0,5 метра, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты - заходить за нее.

Во время прибытия и отправления поезда следует заблаговременно отойти от края платформы на расстояние не менее 1,5 м, повернуться лицом к движущемуся поезду и наблюдать за его движением.

Запрещается во время движения поезда находиться на подножке вагона, задерживать открытие и закрытие дверей, высовываться в окно, опираться на дверь вагона, курить в вагонах, распивать спиртные напитки.

1.17. Запрещается использовать для следования к месту командировки и обратно личные транспортные средства.

При следование в производственное подразделение на служебном автотранспорте энергодиспетчер обязан:

быть пристегнутым ремнем безопасности;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

При использовании служебного автотранспорта запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

открывать двери транспортного средства во время его движения; выходить из транспортного средства до полной его остановки.

1.18. При выезде в служебную командировку в структурное подразделение и при нахождении на территории железнодорожной станции, дистанции электроснабжения энергодиспетчер обязан:

проходить по территории предприятия по маршрутам служебного прохода;

находясь на территории дистанции, станции выполнять требования сигналов, подаваемых водителями движущегося транспорта;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также звуковой и световой сигнализации.

1.19. При нахождении на железнодорожных путях энергодиспетчер должен соблюдать следующие требования безопасности:

надевать сигнальный жилет повышенной видимости с нанесенными трафаретами, указывающими на принадлежность к соответствующему структурному подразделению со стороны спины, а со стороны груди - принадлежность к дистанции электроснабжения, либо к дирекции по энергообеспечению (сигнальный жилет должен быть застегнут на все пуговицы);

проходить вдоль путей в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода. В случае если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 м от крайнего рельса, то идти необходимо навстречу вероятному движению подвижного состава. Для определения направления движения подвижного состава необходимо руководствоваться: на двухпутных участках - правильностью железнодорожного пути, помня о возможности следования подвижного состава в неправильном направлении; на многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой - показаниями светофоров; на однопутных участках, не оборудованных автоблокировкой - расписанием движения поездов;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов (далее - площадка) при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки и отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец, масляных пятен или льда. Прежде чем начать подъем на площадку, необходимо убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с площадки необходимо осмотреть место спуска на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при спуске; в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с площадки в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава.

До полного прохода подвижного состава энергодиспетчер должен стоять в безопасном месте (не менее 2,5 м от крайнего рельса), лицом к пути с полуоборотом головы навстречу движению подвижного состава и наблюдать за его прохождением.

Сходить необходимо на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния не менее 5 м от крайнего рельса, в сторону, противоположную выбросу засорителей, при приближении работающих машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами.

При нахождении в кривых участках железнодорожного пути сходить и пропускать подвижной состав необходимо во внутреннюю сторону кривой.

Энергодиспетчеру запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава;

подходить к краю пассажирской платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты - заходить за нее.

1.20. При следовании на работу и с работы, при передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения энергодиспетчер должен соблюдать следующие требования:

проходить необходимо только по специально установленным (разработанным и утвержденным в установленном порядке) маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам (является проходом для производства работ), дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и переходить путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.21. При нахождении на железнодорожных путях, а также в непосредственной близости от них пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, запрещается.

В случае производственной необходимости или для предотвращения аварии (аварийной ситуации) допускается пользоваться мобильным телефоном или другим мультимедийным устройством при нахождении в безопасной зоне:

на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 6 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов более 120 км/ч;

на площадке моста.

1.22. Энергодиспетчер должен соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным и оголенным электрическим проводам, арматуре общего освещения, зажимам (клеммам), контактам и другим токоведущим частям электрооборудования.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

касаться опор контактной сети, ВЛ, спусков заземления на данных опорах и анкерных оттяжек опор контактной сети;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода необходимо считать находящимися под напряжением. К ним нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м.

1.23. При нахождении на территории производственного участка дистанции электроснабжения энергодиспетчеру запрещено:

находиться и проходить в зоне работы грузоподъемных механизмов, кранов, машин и автотранспорта;

находиться на рабочих местах или вблизи мест производства электросварочных работ, не огражденных ширмами или щитами.

1.24. В электроустановки напряжением выше 1000 В тяговых, трансформаторных подстанций энергодиспетчер может быть допущен для осмотра в сопровождении оперативно-ремонтного персонала причастного подразделения с группой по электробезопасности IV или административно-технического персонала с группой по электробезопасности V, имеющего право единоличного осмотра.

1.25. Энергодиспетчер должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в отведенных и оборудованных для этого местах;

использовать только разрешенные к применению исправные электроприборы и оргтехнику;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

покидая служебные и бытовые помещения убедиться, что условия к возникновению загорания в них исключены (закрыты двери, выключены электроприборы и внутреннее освещение, включена в рабочее состояние пожарная сигнализация);

исключить хранение на рабочем месте взрывоопасных веществ, легковоспламеняющиеся и горючих жидкостей.

1.26. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и норм, определенных в ОАО "РЖД", энергодиспетчер обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные СИЗ в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены, дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия, соблюдать социальное дистанцирование;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы - работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

1.27. За нарушение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.