Срок действия документа ограничен 29 февраля 2028 года.

Приложение N 1

Утвержден

приказом Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

от 11.08.2022 N 871

ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Рособрнадзора от 16.02.2023 N 236,

от 19.01.2024 N 73, от 27.08.2025 N 1555)

1. Настоящий Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее соответственно - Порядок, ГИА) определяет правила разработки контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), их использования при проведении ГИА, требования к условиям их хранения, режиму их защиты, к порядку и условиям размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

2. При проведении ГИА, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки <1>, используются КИМ, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы <2>.

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) (далее - Федеральный закон).

<2> Часть 11 статьи 59 Федерального закона.

3. Информация, содержащаяся в КИМ, используемых при проведении ГИА, относится к информации ограниченного доступа <3>.

--------------------------------

<3> Часть 11 статьи 59 Федерального закона.

4. КИМ разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с требованиями Порядка.

5. Комплексы заданий стандартизированной формы, входящие в состав КИМ, включают в себя условия заданий, инструкции по их выполнению.

6. Рособрнадзор организует разработку КИМ для проведения ГИА и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ (далее - критерии оценивания) <4>.

--------------------------------

<4> Часть 14 статьи 59 Федерального закона.

7. В целях разработки КИМ и критериев оценивания Рособрнадзором создаются комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету (далее - Комиссии по разработке КИМ). В Комиссии по разработке КИМ по иностранному языку также создаются рабочие группы по каждому иностранному языку. Персональный состав Комиссий по разработке КИМ, в том числе персональный состав рабочих групп по иностранному языку, ежегодно утверждается Рособрнадзором по представлению организации, уполномоченной в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (далее - организация, уполномоченная в установленном законодательством Российской Федерации порядке), не позднее 20 июля.

(п. 7 в ред. Приказа Рособрнадзора от 27.08.2025 N 1555)

(см. текст в предыдущей редакции)

7(1). Состав Комиссий по разработке КИМ формируется из представителей образовательных, научных и научно-исследовательских организаций, а также представителей Рособрнадзора.

Комиссия по разработке КИМ состоит из руководителя, заместителя руководителя, членов Комиссии по разработке КИМ. Комиссия по разработке КИМ по иностранным языкам также включает руководителей рабочих групп по иностранным языкам.

(п. 7(1) введен Приказом Рособрнадзора от 27.08.2025 N 1555)

7(2). Организационно-техническое обеспечение работы Комиссий по разработке КИМ осуществляет организация, уполномоченная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

(п. 7(2) введен Приказом Рособрнадзора от 27.08.2025 N 1555)

7(3). Организация работы Комиссий по разработке КИМ осуществляется в следующем порядке:

руководитель Комиссии по разработке КИМ, заместитель руководителя Комиссии по разработке КИМ (в отсутствие руководителя Комиссии по разработке КИМ) организуют работу ее членов:

определяют задачи с учетом потребности в разработке новых заданий и (или) доработке имеющихся заданий и критериев оценивания в открытом банке заданий;

контролируют выполнение вышеуказанных задач;

руководители рабочих групп по иностранным языкам организуют работу членов соответствующих рабочих групп;

задания и критерии оценивания разрабатываются в течение года в соответствии с режимом работы с информацией ограниченного доступа в помещениях ограниченного доступа;

члены Комиссии по разработке КИМ осуществляют разработку заданий и критериев оценивания в соответствии с утвержденными документами, определяющими структуру и содержание КИМ, их доработку по результатам научно-методической экспертизы и корректорской правки; формирование итоговых заданий и критериев оценивания; пополнение открытого банка заданий;

представители Рособрнадзора, включенные в состав Комиссий по разработке КИМ, обеспечивают контроль этапов разработки заданий и критериев оценивания.

(п. 7(3) введен Приказом Рособрнадзора от 27.08.2025 N 1555)

8. Разработка КИМ включает следующие этапы, осуществляемые в указанные сроки:

определение структуры и содержания КИМ - ежегодно не позднее 20 ноября;

разработка новых заданий и (или) доработка имеющихся заданий в открытом банке заданий с учетом определения потребности в разработке новых заданий и (или) доработке имеющихся заданий - в течение года;

научно-методическая экспертиза заданий, критериев оценивания и доработка заданий, критериев оценивания по результатам проведенной научно-методической экспертизы - в течение года.

(п. 8 в ред. Приказа Рособрнадзора от 27.08.2025 N 1555)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Рособрнадзор ежегодно публикует на своем официальном сайте в сети "Интернет" или организует публикацию на сайте организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в сети "Интернет" (далее - сайт):

проекты документов, определяющих структуру и содержание КИМ, и демонстрационный вариант КИМ по каждому учебному предмету, для проведения общественно-профессионального обсуждения - ежегодно не позднее 1 сентября;

утвержденные документы, определяющие структуру и содержание КИМ, и демонстрационный вариант КИМ по каждому учебному предмету - ежегодно не позднее 20 ноября.

(п. 9 в ред. Приказа Рособрнадзора от 27.08.2025 N 1555)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для вынесения экспертного заключения о соответствии заданий КИМ и критериев оценивания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и их содержательной корректности проводится научно-методическая экспертиза.

Для проведения научно-методической экспертизы заданий и критериев оценивания организация, уполномоченная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекает экспертов из числа работников образовательных и научных организаций. Персональный состав экспертов, привлекаемых к проведению научно-методической экспертизы, по представлению организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ежегодно согласовывается Рособрнадзором не позднее 20 августа.

На основании экспертных заключений о соответствии заданий и критериев оценивания требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и содержательной корректности руководитель Комиссии по разработке КИМ принимает решение о возможности применения при проведении ГИА заданий и критериев оценивания или необходимости их дальнейшей доработки с учетом замечаний, сформулированных в экспертных заключениях. Решение руководитель Комиссии по разработке КИМ фиксирует в отведенных для этого полях экспертного заключения каждого эксперта, проводящего научно-методическую экспертизу. При формировании КИМ и критериев оценивания используются задания и критерии оценивания, по которым руководителем Комиссии по разработке КИМ принято решение о возможности применения их при проведении ГИА.

(п. 10 в ред. Приказа Рособрнадзора от 27.08.2025 N 1555)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Рособрнадзор на своем официальном сайте в сети "Интернет" или организация, уполномоченная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на своем официальном сайте в сети "Интернет" обеспечивает функционирование открытого банка заданий, позволяющего осуществлять:

а) для всех пользователей - поиск заданий по тематической принадлежности и просмотр заданий;

б) для специалистов, определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - ОИВ), учредителями образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования (далее - учредители), дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), - формирование на основе документов, указанных в пункте 9 Порядка, вариантов КИМ из открытого банка заданий.

(в ред. Приказа Рособрнадзора от 16.02.2023 N 236)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Доступ к сведениям, указанным в подпункте "б" пункта 11 Порядка, осуществляется после регистрации и идентификации соответствующих специалистов в специализированном программном обеспечении открытого банка заданий. Регистрация указанных специалистов осуществляется организацией, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по представлению ОИВ, учредителей, загранучреждений.

13. ОИВ, учредители, загранучреждения обеспечивают тиражирование, хранение и обработку сформированных ими вариантов КИМ с применением и без применения средств автоматизации в целях проведения ГИА с обеспечением комплекса организационных и технических мер защиты содержащейся в КИМ информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении такой информации с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Сформированные варианты КИМ доставляются в пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки <4(1)>.

(абзац введен Приказом Рособрнадзора от 19.01.2024 N 73)

--------------------------------

<4(1)> Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

(сноска введена Приказом Рособрнадзора от 19.01.2024 N 73)

14. Критерии оценивания направляются организацией, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в ОИВ по информационно-телекоммуникационным сетям с обеспечением защиты указанных сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении указанных сведений с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

15. Для хранения КИМ и критериев оценивания выделяются помещения, исключающие доступ к ним лиц, не уполномоченных на ознакомление с указанной информацией, и позволяющие обеспечить сохранность указанных материалов.

16. КИМ выдаются участникам экзаменов и используются ими в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки <5>.

--------------------------------

<5> Часть 5 статьи 59 Федерального закона.

Критерии оценивания используются при осуществлении проверки, межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ участников экзаменов, а также проверки в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных) участников экзаменов, подавших апелляции о несогласии с выставленными баллами.

(в ред. Приказа Рособрнадзора от 19.01.2024 N 73)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. После проведения ГИА неиспользованные и использованные КИМ и критерии оценивания направляются в места, определенные ОИВ, учредителями, загранучреждениями, для обеспечения их хранения.

Неиспользованные и использованные КИМ и критерии оценивания хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена. По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицами, определенными ОИВ, учредителями, загранучреждениями, с оформлением соответствующего акта.

18. После проведения ГИА и завершения проверки экзаменационных работ участников экзаменов все связанные с разработкой КИМ текущего года материалы на бумажных носителях (исходные задания, результаты экспертиз, экзаменационные материалы с подписями разработчиков) находятся на ответственном хранении в организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в течение трех лет, после чего подлежат уничтожению с оформлением соответствующего акта.

19. Лица, имеющие доступ к информации, содержащейся в КИМ и в критериях оценивания, принимают меры по защите указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении указанной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.