2.1. Повышение востребованности инструментов и механизмов НОК

2.1. Повышение востребованности инструментов

и механизмов НОК

1. Распространение применения инструментов НОК для подтверждения профессиональных квалификаций, полученных в рамках системы профессионального образования и профессионального обучения, в том числе через гармонизацию процедур ГИА и НОК позволяющее обеспечить:

- повышение качества образовательных программ и программ профессионального обучения, ведущих к получению квалификации, в том числе программ вузов, организаций СПО и программ ДПО, в том числе финансируемых из бюджета;

- сокращение периода адаптации на рабочем месте и связанных с ним издержек работодателей;

- повышение доверия со стороны населения и работодателей к качеству профессионального образования и обучения, содействие формированию позитивного имиджа профессиональных образовательных организаций.

В этих целях необходимо обеспечивать:

а) внесение изменений в правоприменительную практику и при необходимости - в нормативные правовые акты, обеспечивающие гармонизацию процедур ГИА и НОК;

б) развитие правоприменительной практики, формирование стимулов и обеспечение консультационной поддержки встраивания механизмов НОК в систему высшего образования и СПО и в программы ДПО, финансируемые из бюджетных источников;

в) определение на основе формализованных критериев перечня приоритетных профессий и специальностей, по которым целесообразно проведение ГИА-НОК, с обеспечением на его основе разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов и квалификаций, оценочных средств (при необходимости).

2. Интеграция НОК в механизмы допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба окружающей среде и имуществу, в целях оптимизации действующих процедур и сокращения затрат работодателей на основе применения принципов управления рисками, включая:

а) предоставление полномочий Правительству Российской Федерации по определению, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, перечня видов профессиональной деятельности, непосредственно связанной с рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также рисками нанесения ущерба окружающей среде и имуществу, для осуществления которых требуется прохождение НОК, предполагая закрепление порядка периодического прохождения НОК для работников, осуществляющих данные виды профессиональной деятельности, по направлению и за счет работодателя, а также возможность отстранения от выполнения трудовых функций работников этой категории, не подтвердивших уровень своей квалификации в соответствии с профессиональными стандартами в рамках аттестации работников в соответствии с трудовым законодательством;

б) переход от отраслевых систем аттестации, сертификации и оценки персонала, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к применению НОК категорий работников, в отношении которых Трудовым кодексом Российской Федерации не определены особенности регулирования труда (в соответствии с положениями статей 1 и 11 Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ.

3. Создание условий для подтверждения результатов самообразования с применением процедуры НОК

а) предполагается, что самообразование <1> как одна из траекторий получения квалификации должно быть предусмотрено в профессиональном стандарте. При этом будет предоставлена возможность получения свидетельства о квалификации, выдаваемого после проведения НОК по результатам самообразования без необходимости получения документов о профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании. Работодатель будет вправе не предъявлять к лицам, прошедшим указанную процедуру, требование о предоставлении документа о прохождении программ профессионального образования или профессионального обучения. Это существенно расширит границы использования НОК для многих сегментов экономики, в частности для IT-сферы;

--------------------------------

<1> Включая возможность получения необходимых знаний и навыков, в том числе через прохождение различного рода онлайн-курсов и приобретение практического опыта.

б) распространение возможности учета портфолио в рамках теоретической части профессионального экзамена (сейчас учет возможен в рамках практической части), что позволяет, в том числе, учитывать при проведении профессионального экзамена документы о квалификации, выдаваемые на основе отраслевых систем оценки квалификаций, а также вендорных и зарубежных систем оценки квалификации в тех случаях, когда форма и содержание такой оценочной процедуры валидированы СПК.

4. Расширение использования НОК в рамках оценки квалификации персонала на предприятиях и организациях:

а) обеспечение методической и консультационной поддержки создания крупными предприятиями ЦОК или получения ими статуса экзаменационных площадок со стороны Национального агентства развития квалификаций и заинтересованных СПК, распространения лучшей практики в этой сфере;

б) содействие распространению практики использования на предприятиях и в организациях механизмов национальной системы квалификаций, включая обязательства работодателей по проведению НОК, в отраслевые соглашения;

в) внесение изменений в законодательство о независимой оценке квалификаций, обеспечивающих возможность представления свидетельства о квалификации, полученного в рамках НОК, при приеме на работу;

г) обеспечение возможности использования механизмов НОК (проведение центрами оценки квалификации профессионального экзамена) в рамках аттестации работников в соответствии с трудовым законодательством;

д) развитие практики стимулирования работников к повышению и подтверждению своей квалификации, в том числе путем обеспечения взаимосвязи размера заработной платы с уровнем квалификации и сложностью решаемых задач.

5. Расширение использования НОК в рамках привлечения трудовых мигрантов

Создание преференционных условий для трудовой миграции иностранных граждан, подтвердивших свой уровень квалификации в рамках процедуры НОК.