II. Организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами

II. Организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами.

Правовое регулирование деятельности данных организаций осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов.

Перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению".

Особенностью для организаций с государственным участием, относящихся к перечню организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, является распространение на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора, требований статьи 12.4 Федерального закона "О противодействии коррупции", статьи 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".

Рисунок 34

Рис. Схема правового регулирования

деятельности в отдельных организациях

С учетом разнообразия правового статуса указанных организаций, а также практики выявления прокурорами нарушений в их деятельности можно выделить следующие базовые аспекты осуществления в них эффективной антикоррупционной работы.

Рисунок 35 Основой надлежащей организации антикоррупционной деятельности является сформированная база правовых актов ведомственного и локального характера, определяющих порядок реализации в организации антикоррупционных процедур.

При этом вопросы реализации в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, базовых положений нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции возложены федеральным законодательством на соответствующие государственные органы.

В организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, базовые положения нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции реализуются самостоятельно. Соответствующие локальные нормативные акты организаций, как и иные антикоррупционные меры правового характера должны соответствовать требованиям федерального законодательства.

Законодательством о противодействии коррупции предусмотрен широкий спектр правовых актов, рекомендуемых к разработке и принятию в зависимости от организационно-правовой формы организации, в который входят:

- перечни должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, а также супругу и несовершеннолетних детей;

- порядок представления должностными лицами, включенными в Перечни, сведений о доходах, а также иной информации, уведомлений, заявлений, связанных с соблюдением установленных запретов, ограничений и обязанностей;

- перечень должностей, замещение которых влечет запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за рубежом, владеть иностранными финансовыми инструментами;

- перечень должностей, на которые распространяются иные запреты, ограничения и обязанности;

- порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, где раскрыты основания для проведения заседаний, регламент принятия решений и их обжалования;

- порядок проведения антикоррупционных проверок подразделением либо должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- ряд других правовых актов, принятие которых предусмотрено федеральным законодательством.

Рисунок 36 Любой организации, созданной на основании федеральных законов, а также для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, рекомендуется определить подразделение (должностное лицо), ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов.

При этом необходимо нормативно регламентировать полномочия данного подразделения (должностного лица) таким образом, чтобы дать ему реальную возможность по осуществлению профилактики коррупции в организации, а именно реализовывать функции по обеспечению соблюдения работниками ограничений, запретов и требований к служебному поведению; принимать участие в антикоррупционном нормотворчестве; обеспечивать деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; взаимодействовать с правоохранительными органами.

Рисунок 37 Следует не допускать произвольного расширения полномочий таких подразделений.

Рисунок 38 Следующим важным элементом, позволяющим дать положительную оценку работе по предупреждению коррупции в организации, является наличие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, состав которой сформирован с учетом требований законодательства, а также высокое качество работы данной комиссии.

Рисунок 39 Еще одним важным условием надлежащей профилактики коррупции в организации является наличие эффективной системы контроля при назначении на должности, внесенные в Перечни, оперативность проведения служебных проверок и выполнения иных антикоррупционных процедур.

Рисунок 40 Для обеспечения действенного контроля при назначении на соответствующие должности необходимо в рамках предоставленных полномочий организовать работу по проверке достоверности сведений представляемых кандидатом, в том числе о месте предыдущей работы (в целях исключения незаконного привлечения к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего).

Рисунок 41 Общим требованием ко всем антикоррупционным подразделениям является повышение оперативности проведения служебных проверок для того, чтобы не позволить сотрудникам, допустившим нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие увольнение в связи с утратой доверия, избежать ответственности в связи с истечением сроков привлечения к ней, а также уволиться по собственному желанию.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (ред. от 01.04.2022) контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения.

Рисунок 42 Обеспечение прозрачности проведения закупочных процедур, позволяющей минимизировать коррупционные риски с учетом всех бизнес-процессов, а равно осуществление мониторинга внедренных процедур по предотвращению коррупции и контроля за их соблюдением.

Прежде всего, для этого следует проанализировать Положения о закупочной деятельности в организации, включив в них соответствующие антикоррупционные нормы, исключающие возможность предусматривать для организации слишком широкие пределы усмотрения, допускающие возможность необоснованного установления исключений из общего порядка и коррупционных злоупотреблений.

Особое внимание при проведении проверок исполнения требований статьи 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" органами прокуратуры уделяется организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также осуществляющим деятельность в сферах, наиболее подверженных коррупционным рискам и имеющих повышенное социальное значение. К таким организациям, прежде всего, относятся организации, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, государственные и муниципальные предприятия и учреждения.