Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29 КоАП РФ)

Незаконное привлечение к трудовой деятельности

либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного

или муниципального служащего либо бывшего государственного

или муниципального служащего

(статья 19.29 КоАП РФ)

Статьей 19.29 КоАП РФ для юридических лиц, должностных лиц и граждан предусмотрено наказание в виде административного штрафа

Рисунок 49

За привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами

бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами

Размеры налагаемых штрафов по статье 19.29 КоАП РФ

Рисунок 50 На граждан - от 2 000 до 4 000 рублей;

Рисунок 51 На должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;

Рисунок 52 На юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.

Рассматривают указанные дела судьи судов общей юрисдикции (мировые судьи).

При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 4 статьи 2.1 КоАП РФ <4> юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность <5>.

--------------------------------

<4> Часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ.

<5> За исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ.

Результаты работы прокуроров по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предусмотренные статьей 19.29 КоАП РФ, в динамике:

Показатели работы

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Вынесено постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях

3680

4 443

4 737

5 159

5948

6372

6 200

По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности

3 410

4 122

4 466

4 763

5 655

6016

5 786

Сумма наложенных штрафов

135 млн руб.

226,7 млн руб.

180,2 млн руб.

187,4 млн руб.

226 млн руб.

235 млн руб.

224,9 млн руб.

Например, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках проведенной проверки выявлен факт несоблюдения коммерческой организацией требований законодательства о противодействии коррупции при заключении трудового договора с бывшим служащим Федерального казначейства - уведомление о его трудоустройстве было направлено представителю нанимателя по прежнему месту службы только спустя 9 месяцев. В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отношении коммерческой организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, которое рассмотрено судом, виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

По постановлениям прокуратуры г. Сосновый Бор Ленинградской области к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. и 20 тыс. рублей (соответственно) привлечены коммерческая организация и ее директор, не уведомившие в установленный срок о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим. Штрафы оплачены в полном объеме.

Если у вас просят взятку. Ваши действия?

Не предлагайте и не давайте взятку!

Иначе вы сами совершите преступление (статьи 204 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации). Выслушайте требования вымогателя, чтобы обратиться в полицию.

Прежде чем написать заявление...

Помните, что за сообщение о вымышленном факте вымогательства взятки предусмотрена уголовная ответственность. Ложный донос наказывается штрафом, принудительными работами или лишением свободы до трех лет. В случае искусственного создания доказательств совершения вымышленного преступления срок наказания увеличится до шести лет лишения свободы (статья 306 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Как привлечь вымогателя к ответственности?

Вы должны будете проехать в ближайшее отделение полиции и написать заявление.

Рисунок 53 Заявление о преступлении вы можете сделать в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении обязательно подпишите. Укажите почтовый или электронный адрес, куда должен будет прийти ответ.

Рисунок 54 Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается вами и сотрудником, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о вас, а также о документах, удостоверяющих вашу личность.

Вас предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе будет сделана отметка. Подпишите.

Рисунок 55 При регистрации заявления вы должны получить талон-уведомление, в котором указывается порядковый номер заявления по книге учета сообщений о преступлениях и дата его принятия.

ТАЛОН-КОРЕШОК И ТАЛОН-УВЕДОМЛЕНИЕ

О ПРИЕМЕ И РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЯ

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ ТАЛОН-КОРЕШОК ТАЛОН-УВЕДОМЛЕНИЕ │

│ │ │

│ N _______ N _______ │

│ │ │

│Заявление принято от Заявление принято │

│__________________________________ │__________________________________│

│__________________________________ (специальное звание оперативного │

│ (инициалы, фамилия заявителя, │ дежурного дежурной части │

│ наименование учреждения, телефон) территориального органа │

│ │ Министерства внутренних дел │

│Краткое содержание Российской Федерации, Ф.И.О.) │

│__________________________________ ли-│__________________________________│

│__________________________________ ния (N по КУСП) │

│__________________________________ от-│__________________________________│

│__________________________________ ре- (наименование территориального │

│ за │органа Министерства внутренних дел│

│ Российской Федерации, адрес │

│ (N по КУСП) │ и служебный телефон) │

│ │

│__________________________________ │"__" час. "__" мин. │

│__________________________________ │

│Подпись оперативного дежурного, │"__" ______________ 20__ г. │

│принявшего заявление │

│__________________________________ │Подпись оперативного дежурного │

│ (инициалы, фамилия) │

│ │__________________________________│

│"__" ______________ 20__ г. (инициалы, фамилия) │

│ │ │

│Подпись лица, получившего талон- │

│уведомление │ │

│__________________________________ │

│"__" час. "__" мин. │ │

│ │

│"__" ______________ 20__ г. │ │

└──────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

Подробнее о заявлении о преступлении можно прочитать в статье 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Что ждет взяткополучателя?

Преступление

Наказание

Мелкое взяточничество

(менее 10 тыс. руб.),

совершенное впервые

до 1 года в колонии-поселении

Взятка (от 10 тыс. до 25 тыс. руб.)

до 3 лет в колонии-поселении

Взятка в значительном размере (от 25 тыс. до 150 тыс. руб.)

до 6 лет в колонии общего режима

Взятка в крупном размере (от 150 тыс. до 1 млн руб.)

до 12 лет в колонии строгого режима

Взятка в особо крупном размере (от 1 млн руб.)

до 15 лет в колонии строгого режима

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) (ст. 291 УК РФ) -

наказывается штрафом в размере до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ), то есть попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Передача коммерческого подкупа (ч. 1 - 4 ст. 204, ст. 204.1, ст. 204.2 УК РФ) - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) -

наказывается штрафом в размере до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет шести месяцев, или в размере до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание: Лицо, совершившее передачу коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Указание

Генерального прокурора Российской Федерации

от 11.03.2022 N 140/20

"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности"

В целях организации работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, а также в целях обеспечения законности при реализации принимаемых органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий указанных действий, издано указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности".

Во исполнение этого указания органами прокуратуры Российской Федерации принят комплекс мер по организации надзора за исполнением законодательства, нацеленного на обеспечение экономической и финансовой устойчивости, общественной безопасности, защиту прав и свобод граждан в условиях применения санкций и иных недружественных действий иностранных государств и международных организаций.

При этом первостепенное внимание уделяется надзору за исполнением законов в сферах трудовых отношений, здравоохранения, ценообразования на продукты питания, лекарственные средства, медицинские изделия и иную социально значимую продукцию, оборота государственной и муниципальной собственности, использования бюджетных средств, импортозамещения.

В целях соблюдения прав предпринимателей приняты меры к обеспечению поддержания средствами прокурорского надзора нормальных условий для работы бизнеса, дальнейшей реализации инвестиционных проектов, законности при оказании хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг, в том числе по выдаче лицензий и разрешений.

Органами прокуратуры Российской Федерации приняты меры к обеспечению своевременной отмены (завершению) поднадзорными контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдению ими установленных Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, выдачу предписаний.

В целях повышения эффективности работы по согласованию контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие полномочия переданы от горрайпрокуроров прокуратурам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокуратурам.

Более того, в целях совершенствования надзора за соблюдением прав предпринимателей в условиях санкционных ограничений приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 141 внесены изменения в порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденный приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В рамках осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, прокурорами используются предоставленные законодательством полномочия для исключения давления на бизнес в ходе уголовного судопроизводства, необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих и иных субъектов экономической деятельности, а также при наличии данных о гражданско-правовых спорах.

Рисунок 56 Прокурорами приняты меры к недопущению:

Рисунок 57 невыполнения запланированных программных мероприятий социально-экономической направленности;

Рисунок 58 ценовых сговоров и иных злоупотреблений, в том числе связанных с завышением цен и тарифов, на продовольственном и других социально значимых потребительских рынках;

Рисунок 59 нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе у единственного поставщика, изменении существенных условий контрактов, исполнении договорных обязательств, обратив особое внимание на закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, технических средств реабилитации;

Рисунок 60 преднамеренных и фиктивных банкротств предприятий, прежде всего градо- и системообразующих, а также кредитных учреждений;

Рисунок 61 неправомерного расходования бюджетных средств, особенно предназначенных для реализации национальных проектов, а также для финансовой поддержки граждан и предпринимателей;

Рисунок 62 случаев несоблюдения публичных интересов при использовании государственного и муниципального имущества, в том числе земель, его неправомерного отчуждения;

Рисунок 63 распространения заведомо недостоверной информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на социальную и экономическую сферу.

В соответствии с распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 N 139/7р начиная с апреля 2017 года в первый вторник каждого месяца проводится Всероссийский день приема предпринимателей.

Представители бизнес-сообщества могут воспользоваться данной возможностью для разрешения вопросов правового характера.

Рисунок 64 Распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 27.05.2022 N 308/7р определено новое место проведения приема предпринимателей и их обращений - г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 27/6, стр. 2

В специальном разделе "Противодействие коррупции" на Едином портале прокуратуры Российской Федерации (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption) размещены наиболее актуальные материалы, которые могут быть интересны широкому кругу лиц: законодательство о противодействии коррупции, информационно-методические пособия на антикоррупционную тематику, сведения о международном сотрудничестве в данной области, информация об организуемых мероприятиях антикоррупционной направленности и многое другое.

Кроме того, этот раздел предназначен для оперативного получения сообщений о коррупционных проявлениях. Все заинтересованные лица имеют возможность сообщить о ставших им известными фактах коррупционных проявлений, написав электронное обращение в подразделе "Обратная связь для сообщений о фактах коррупции" (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception/personal-receptionrequest).

Рисунок 65

Контактные данные:

Рисунок 66

Почтовый адрес: 125993, ГСП-3, Россия,

Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

Интернет-сайт:

https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf

Раздел "Противодействие коррупции":

https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption