Рекомендации по созданию специальных, в том числе психолого-педагогических, условий при проведении цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном" с участием обучающихся с нарушениями зрения

Рекомендации по созданию специальных, в том числе

психолого-педагогических, условий при проведении цикла

внеурочных занятий "Разговоры о важном" с участием

обучающихся с нарушениями зрения

Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" должен быть реализован с учетом особых образовательных потребностей разных категорий слепых и слабовидящих обучающихся, их зрительных особенностей.

При постановке целей занятий необходимо учитывать:

- ориентацию слепых и слабовидящих обучающихся на инклюзивное образование, успешную жизненную и профессиональную самореализацию, трудовую деятельность, развитие самостоятельности, формирование активной жизненной позиции, ценности к трудовой деятельности;

- целенаправленную активизацию и развитие ведущих функций сохранных анализаторов (ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая функции слуха, осязания, обоняния и остаточного зрения);

- компенсаторные функции познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и повышение их роли в осмыслении картины мира;

- умения и навыки взаимодействия с предметным миром и его познание, целенаправленное обучение выполнению предметно-практических действий;

- использование современных тифлотехнических средств, расширяющих адаптационный потенциал слепых обучающихся, обеспечивающих повышение их самостоятельности в различных видах деятельности и улучшающих качество взаимодействия с предметным миром.

Цели занятий необходимо конкретизировать следующими группами задач:

- коррекционно-образовательными, направленными на формирование получаемых знаний, умений и навыков с учетом особенностей психофизического развития, обусловленных нарушениями зрения (учить определять праздники и события по их визуальной символике, формировать представления о коллажах и способах их создания, знакомить с понятием "Лента времени"), а также совершенствование специфических универсальных учебных действий (связанных с использованием тифлоинформационных технологий, развитием коммуникативных навыков, навыков работы с информацией);

- коррекционно-воспитательными, направленными на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, качеств личности, способствующих успешной жизненной и профессиональной самореализации, а также на становление адекватной системы жизненных ценностей (семейных, духовно-нравственных, гражданско-патриотических);

- коррекционно-развивающими, направленными на формирование компенсаторных способов действий, предметно-пространственных представлений, развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности, описательной речи, творческих способностей, навыков вербальной и невербальной коммуникации, микро- и макроориентации, мобильности, социально-бытовой ориентировки, обогащение (коррекцию) чувственного опыта, полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира, преодоление вербализма речи.

Рекомендуемые формы проведения занятий: занятие-беседа (эвристическая, мотивационная), занятие-обсуждение, занятие-рассуждение, литературная и музыкальная гостиные.

При подготовке цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном" для обучающихся с нарушениями зрения необходимо использовать разные формы представления материалов: издания рельефно-точечным шрифтом Брайля; цифровые аудиозаписи mp3, daisy; электронные форматы текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML; рельефные изображения и наглядные пособия. Следовательно, сценарии занятий должны быть разработаны с учетом зрительных возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения (подбор доступных заданий, тифлоинформационное, тифлотехническое и ассистивное сопровождение), а также с учетом офтальмо-гигиенических и офтальмо-эргономических требований.

При показе видеоматериалов, представленных в цикле внеурочных занятий "Разговоры о важном", необходимо включать тифлокомментирование (устное, письменное). Выбираемые цифровые сервисы и платформы должны быть доступны слепым и слабовидящим обучающимся. Интерфейс используемых программ должен обеспечивать возможность управления с помощью клавиатуры компьютера. При адаптации интерактивных заданий для слепых и слабовидящих обучающихся необходимо использовать тифлоинформационные технологии (для слепых - под управлением программ невизуального экранного доступа "Jaws for Windows" и "NVDA", с помощью брайлевского дисплея; для слабовидящих - под управлением программ увеличения изображения на экране компьютера). Используемые графические объекты должны иметь подписи и сопровождаться подробными текстовыми комментариями.

Мотивационный блок занятия должен включать:

- работу, направленную на формирование положительной мотивации и пробуждение интереса к изучению материала;

- выявление степени сформированности представлений об объектах и явлениях, относящихся к теме занятия;

- коррекционную работу по формированию предметно-пространственных представлений, преодолению вербализма речи и развитию описательной речи.

В начальной школе интерактивные задания целесообразно заменить дидактическими играми с использованием натуральной наглядности, а также наглядных пособий, специально созданных или адаптированных для обучающихся с нарушениями зрения. Отбор и использование интерактивных заданий в основной и старшей школе определяется уровнем тифлоинформационной и тифлотехнической компетентности обучающихся (навыки пользования цифровой техникой без визуального контроля и в условиях слабовидения).

При подборе дидактических игр, в том числе загадок, необходимо руководствоваться степенью сформированности у обучающихся предметно-пространственных представлений и компенсаторных навыков. Например, вопрос "Чем вертолет похож на стрекозу?" или описательная загадка о подводной лодке могут вызвать у детей обоснованные затруднения. Визуализацию заданий и дидактических материалов на экране следует заменить устной речью учителя или индивидуальными карточками. Например, учитель задает вопрос или загадывает загадку, при правильном ответе обучающегося запускается аудиофайл с подробным описанием визуальных и прочих характеристик объекта, истории его возникновения, способов применения в жизни человека. При групповой работе с текстом материалы предоставляются индивидуально каждому обучающемуся в доступном формате.

В заключение занятия учителю необходимо убедиться, что у обучающихся сложились точные и адекватные представления об изучаемых объектах и явлениях. Важно выяснить, понятна ли обучающимся визуальная составляющая изученного материала. Для этого могут быть предложены специальные вопросы и задания ("Опиши флаг России", "Что может быть изображено на открытке, которую ты подарил бы маме в день матери?").