Рекомендации по созданию специальных, в том числе психолого-педагогических, условий при проведении цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном" с участием обучающихся с нарушениями речи

Рекомендации по созданию специальных, в том числе

психолого-педагогических, условий при проведении цикла

внеурочных занятий "Разговоры о важном" с участием

обучающихся с нарушениями речи

Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" должен быть реализован с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, особенностей их речевой и коммуникативной деятельности.

Цели и задачи данных занятий для обучающихся с нарушениями речи расширяются за счет постановки специфических коррекционных целей и задач:

- расширение арсенала речеязыковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

- развитие способности пользоваться устной и письменной речью в ходе различных социальных ситуаций.

В сценариях для начальной школы предусматриваются сокращение и адаптация речевого материала. Для обучающихся первого года обучения по теме "День знаний" возможна замена речевого материала экскурсией по школьному зданию. Упрощение материала осуществляется также за счет исключения дат и сокращения количества географических названий. Кроме того, для обучающихся дополнительного первого и первого классов предусматриваются краткие ответы на вопросы, отсутствуют задания по составлению текстов.

В основной школе сценарий "День знаний" для 5 - 7-х классов рекомендуется использовать и в 8 - 9-х (10-м дополнительном) с большим акцентом на профориентацию.

Для всех обучающихся сценарии могут быть сокращены примерно на 1/3, поскольку требуется дополнительная "речевая" работа, прежде всего за счет проведения предварительной словарной работы (количество вновь вводимой лексики не должно превышать 5 - 7 словарных единиц). Лексика, сложная для воспроизведения обучающимися, вводится в пассиве. Перед предъявлением видео- или аудиоматериала (дикторский текст) проводится предварительная работа по активизации знаний у детей. После знакомства с текстом проводится работа по проверке уровня понимания. Для лучшего закрепления видео-, аудио- или печатный материал может быть предъявлен повторно для дальнейшей работы.

В сценариях должно быть предусмотрено формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

Мотивационный блок занятия в начальной школе может включать игровые виды работы, в основной школе - проблемные вопросы.

Формы занятий: ответы на вопросы по просмотренному (видео) или прослушанному материалу; составление коротких сообщений по внешним опорам (в соответствии со сценарием) с учетом степени выраженности и структурой речевого дефекта, а также другие доступные для контингента класса виды заданий, предлагаемых в сценариях.

В ходе освоения детьми темы занятия и терминов следует уточнить значения используемых слов, оказать помощь обучающимся в понимании соотношения связей данного слова с семантически сходными терминами. Речевой материал на занятии должен способствовать словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося (для разных классов должен быть подобран различный речевой материал).

Подбираемый речевой материал следует максимально соотнести с программой коррекционной работы для конкретных обучающихся и адаптировать его с учетом необходимости закрепления продуктивных и непродуктивных способов словоизменения и словообразования, связи слов в предложении и употребления различных синтаксических конструкций предложений.

При планировании на занятии работы с текстом следует обеспечить понимание содержания текстового материала. С этой целью могут быть использованы такие виды работ, как умение выделять части текста, составлять план текста, сокращать текст, восстанавливать текст по опорным словам, нахождение в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, поставленные к тексту учителем или другими учащимися, свободные ответы по прочитанному, ответы на вопросы к подтексту, составление читающим вопросов к тексту или к отдельным его частям, объяснение значения отдельных слов и выражений.

Тексты, предъявляемые детям в младшем школьном и подростковом возрастах, не должны быть насыщены переносными значениями, подтекстом.

Предварять работу с текстом должна беседа. В начальной школе в качестве наглядности при работе с текстом используются сюжетные картины, серии сюжетных картин, в средней школе количество наглядности минимизируется, и она становится более абстрактной (схемы, модели, графики).

Прямой пересказ текста может быть заменен заданиями, связанными с реконструкцией текста (восстановление хронологической последовательности текста путем разделения его на относительно законченные в смысловом отношении отрезки), работа с деформированным текстом (восстановление логической последовательности в изложении содержания). В первых классах детям может быть предложен облегченный вариант задания, при котором предлагается устный план, помогающий группировать предложения вокруг соответствующего пункта плана.

В случае использования чтения на занятиях следует использовать небольшие по объему тексты, отражающие динамику событий, поскольку наличие логической цепочки облегчает понимание читаемого, содержащие отрабатываемые оппозиционные буквы и слоги, а также слова различной слоговой структуры.

При проведении занятий следует учесть трудности обучающихся в плане процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. С этой целью необходимо включить в содержание занятий материал, предусматривающий совершение речемыслительных операций, например, анализ материала занятия, выявление в нем причинно-следственных, пространственных, временных и других семантических отношений и их вербализацию.

В заключение проводится обобщение полученной информации, в том числе в плане понятий, использовавшихся в ходе изучения темы, анализируются лексико-грамматические категории и синтаксические конструкции, использовавшиеся в ходе занятия. Важно подвести детей к формулированию выводов и суждений, используя при необходимости наглядные опоры (изображения, план, схемы).