Общие рекомендации по созданию специальных, в том числе психолого-педагогических, условий при проведении цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"

Общие рекомендации по созданию специальных, в том числе

психолого-педагогических, условий при проведении цикла

внеурочных занятий "Разговоры о важном"

Организуемые педагогами виды деятельности с участием детей с ОВЗ должны учитывать своеобразие психофизического, в том числе социально-эмоционального развития данной категории обучающихся. Важно учитывать чувства и интересы детей с ОВЗ с разным жизненным опытом, разными сенсорными, коммуникативными, двигательными возможностями.

Для достижения вышеуказанной цели рекомендуется:

- сократить и (или) разбить на части объем материала, который предлагается в сценариях занятий в форме непрерывного рассказа учителя; шире использовать интерактивные формы, игровые приемы, наглядно-практические методы обучения; уменьшить общий объем видов деятельности на одном занятии и (или) сократить их количество;

- предусмотреть дополнительный отбор, адаптацию по содержанию и форме предъявления стимульного иллюстративного материала. Так, фото- и видеоматериалы должны включать детей с ОВЗ (ребенок в очках, со слуховым аппаратом, ребенок в специальном кресле) или взрослых с ОВЗ (дедушка с палочкой), при этом эмоциональный фон фотографий остается таким же позитивным, должны быть использованы, в том числе, примеры успеха людей с ОВЗ (паралимпийцы, известные люди с ОВЗ). При отборе фото- и видеоматериалов важно уменьшить объем постановочных (искусственных) сюжетов, отдавая приоритет сюжетным линиям, приближенным к ситуации жизни обучающихся в данном регионе (семья собирает урожай, завтракает; бабушка - не только с укладкой на голове, но и в платочке). На фото должны быть люди разных национальностей, возрастов, разных возможностей по состоянию здоровья. Части обучающихся с ОВЗ необходим раздаточный предметный и картинный материал для индивидуального ознакомления (по рекомендации специалистов службы медико-психолого-педагогического сопровождения).

В зависимости от состояния слуха, зрения и речи возможно включать в перечень дидактического материала занятий пиктограммы, простые схемы, простые таблицы, карточки с предметным, символическим, сюжетным изображением. Например, при сохранных слухе и зрении звуковой ряд может сопровождаться визуальным, и наоборот (звуки природы сопровождаются картинкой с изображением конкретного природного ландшафта, птиц). В зависимости от познавательных и коммуникативных возможностей обучающихся в мотивационной части занятия применяется следующая последовательность методических приемов: перед показом видеоматериала учитель задает проблемный вопрос, предлагает утверждение, которое вызовет интерес или удивление детей. Педагог очень кратко знакомит детей с содержанием занятий и видеоролика. После просмотра видеоролика учитель задает вопросы: "Что узнали? Что понравилось? Почему?" Следует давать возможность ребенку с ОВЗ отвечать любым способом, не только устно, возможно, с помощью условных обозначений, пиктограмм.

В зависимости от рекомендаций специалистов службы медико-психолого-педагогического сопровождения необходимо предусмотреть релаксационные и динамические паузы продолжительностью не менее 2 минут, в том числе с использованием знакомых обучающимся упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.

Непрерывная продолжительность выполнения интерактивных заданий для детей в возрасте от 6 до 9 лет должна быть не более 10 минут. Использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет - 30 минут, компьютера - для учеников 1 - 2-х классов - 20 минут, 3 - 4-х классов - 25 минут, 5 - 9-х классов - 30 минут, 10 - 11-х классов - 35 минут. Общая продолжительность использования электронных средств обучения на занятии корригируется с учетом медицинских показаний. Не рекомендуется одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета). Если используются два средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них. В случае если продолжительность интерактивного задания превышает норматив электронной нагрузки (с учетом коррекции), можно частично или полностью заменить интерактивное задание обычным.