<Письмо> Минюста России от 02.02.2021 N 08-9883/21 <О порядке проведения заседания представительного органа муниципального образования>

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 февраля 2021 г. N 08-9883/21

Департаментом конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации совместно с Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации в связи с вышеуказанным письмом в пределах компетенции рассмотрены вопросы, касающиеся разъяснений порядка проведения заседания представительного органа муниципального образования и порядка проведения собрания высшего органа некоммерческой организации, и сообщается следующее.

1. По вопросу разъяснения порядка проведения заседания представительного органа муниципального образования

Возможность проведения заседаний представительных органов муниципальных образований в дистанционном режиме предусмотрена регламентами некоторых представительных органов и в целом не противоречит действующему законодательству.

В 2020 году дистанционные форматы работы представительных органов муниципальных образований получили соответствующее распространение в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой.

Согласно части 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, при этом заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Таким образом, по общему правилу, очное заседание представительного органа (в частности, проводимое в дистанционном режиме) является правомочным при условии присутствия на нем более 50 процентов от числа избранных депутатов, а также соответствия фактического порядка его проведения требованиям, установленным соответствующим уставом муниципального образования, а также регламентом представительного органа.

2. По вопросу разъяснения порядка проведения собрания высшего органа некоммерческой организации

Порядок проведения собраний высшего и иных органов юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, определяется их уставами и законодательством Российской Федерации.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 4.1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), посредством заочного голосования, если возможность его проведения предусмотрена уставом, высшим органом некоммерческой организации могут быть приняты решения по вопросам, не отнесенным законом к его исключительной компетенции.

Вместе с тем в 2020 году в силу действия положений, установленных Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", исключения составляли случаи, предусмотренные абзацем пятым пункта 4.1 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ.

В связи с этим для принятия решений по любым вопросам, отнесенным действующим законодательством к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организации, собрание подлежит проведению в очной форме.

Одним из квалифицирующих признаков очной формы проведения собрания высшего органа является возможность идентификации и установления факта непосредственного участия в нем лиц, образующих его состав.

Для проведения собрания высшего органа некоммерческой организации в очной форме независимо от соответствующих положений в уставе допустимо использование информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе видеоконференцсвязи, в случае если будет обеспечено участие членов организации в проведении такого собрания, соблюдение всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов (пункты 3 и 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

При этом с учетом возможностей современных информационно-телекоммуникационных технологий рекомендуется в целях подтверждения факта участия в собрании заинтересованных лиц обеспечить применение соответствующих систем идентификации и контроля доступа.

В свою очередь, при использовании тех или иных информационно-телекоммуникационных технологий для проведения собрания, необходимо четко разграничивать очную и заочную формы его проведения.

Заочное голосование проводится опросным путем посредством обмена документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение, в порядке, определенном уставом некоммерческих организаций (абзацы второй и третий пункта 4.1 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ).

В корпоративной организации, в случае если общее число ее членов составило более ста, функции высшего органа может выполнять съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый уставом организации (пункт 1 статьи 65.3 ГК РФ).

Условием правомочности собрания высшего органа независимо от формы его проведения является присутствие (участие) более половины его членов (пункт 1 статьи 181.2 ГК РФ, пункт 4 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ).

Особенности порядка проведения собраний высших органов некоммерческих организаций, в зависимости от осуществляемой ими деятельности, могут устанавливаться специальными законами.

Последствия нарушения порядка проведения собраний предусмотрены статьями 181.3 - 181.5 ГК РФ.

И.о. директора Департамента

конституционного законодательства,

развития федеративных отношений

и местного самоуправления

Ю.В.МАНАХОВА