<Письмо> Минфина России от 17.06.2022 N 30-01-15/57625 <О применении контрольно-кассовой техники>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 июня 2022 г. N 30-01-15/57625

Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение и по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В этой связи при осуществлении расчетов в безналичном порядке за товары, работы и услуги положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию и индивидуального предпринимателя обязанность применять контрольно-кассовую технику.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Следует отметить, что порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, а также деятельность субъектов национальной платежной системы регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ установлено, что оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, для обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, и (или) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, по операциям с использованием электронных средств платежа, в соответствии с требованиями данной статьи.

В силу части 6 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ в случае привлечения банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора, предусматривающих участие в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям с использованием электронных средств платежа, должно обеспечиваться зачисление указанных денежных средств на отдельный специальный банковский счет, открытый банковскому платежному агенту у привлекшего его оператора по переводу денежных средств.

Таким образом, при приеме платежным агрегатором по договору с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средств покупателей (клиентов) за товары, работы и услуги в пользу таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на свой специальный банковский счет, обязанность применения контрольно-кассовой техники и выдачи (направления) кассового чека возникает непосредственно у платежного агрегатора.

В свою очередь, при получении организацией, индивидуальным предпринимателем - поставщиком товаров, работ, услуг денежных средств непосредственно от покупателя (клиента), обязанность применения контрольно-кассовой техники наступает у поставщика.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента анализа эффективности

преференциальных налоговых режимов

А.Т.ЗАИТОВ