|
N
|
Требование
|
Критерии
|
N
|
Предмет оценки
|
Да/нет
|
Порядок оценки
|
|
4.1
|
Обеспечение безопасности обращения лекарственных средств в МО
|
Создание базовых условий функционирования системы лекарственной безопасности
|
4.1.1
|
Наличие в МО локальных нормативных актов, регламентирующих: (не исчерпывающий перечень):
|
|
Оценить наличие у руководителей МО
|
|
|
|
|
4.1.1.1
|
Порядок закупки ЛС
|
|
Опросить достаточное количество ответственных сотрудников
|
|
|
|
|
4.1.1.2
|
Порядок утилизации ЛС с истекшим сроком годности
|
|
|
|
|
|
|
4.1.1.3
|
Порядок хранения ЛП в аптеке/в подразделениях МО
|
|
|
|
|
|
|
4.1.1.4
|
Порядок обеспечения ЛП, в том числе в ночные часы и выходные, и праздничные дни
|
|
|
|
|
|
|
4.1.1.5
|
Порядок контроля за безопасным и эффективным применением ЛП
|
|
|
|
|
|
|
4.1.1.6
|
Порядок регистрации и сбора информации о серьезных и непредвиденных нежелательных реакциях в МО и передачи сведений о них в Росздравнадзор
|
|
|
|
|
|
|
4.1.1.7
|
Информационную система наличия ЛП в МО
|
|
|
|
|
|
Обучение персонала по вопросам лекарственной безопасности
|
4.1.2
|
Наличие и исполнение плана обучения персонала по вопросам лекарственной безопасности
|
|
|
|
|
|
Информирование персонала о новых ЛП
|
4.1.3
|
Наличие порядка информирования персонала о новых ЛП
|
|
|
|
4.2
|
Организация работы МО в системе фармаконадзора - мониторинге эффективности и безопасности ЛП
|
Сбор и анализ информации о случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению ЛП, о нежелательных реакциях при применении ЛП, об особенностях взаимодействия ЛП, неэффективности ЛП
|
4.2.1
|
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др) сбора и анализа информации о случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению ЛП, о нежелательных реакциях при применении ЛП, об особенностях взаимодействия ЛП, неэффективности ЛП в МО
|
|
|
|
|
|
|
4.2.2
|
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др) алгоритма сбора и анализа нежелательных событий при применении ЛП
|
|
Опросить достаточное количество врачей-клиницистов
|
|
|
|
|
4.2.3
|
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др) сбора и анализа нежелательных событий при применении ЛП
|
|
Оценить количество зарегистрированных случаев и качество анализа, например, по протоколам заседания рабочей группы
|
|
|
|
|
4.2.4
|
Знание и использование сотрудниками алгоритмов Наранжо, Karch или ВОЗ при оценке причинно-следственной связи между применением ЛП и развитием нежелательной реакции
|
|
Оценить достаточное количество случаев анализа по отчетам или попросив продемонстрировать навыки сотрудников
|
|
|
|
Взаимодействие с РЗН в случае выявления нежелательных событиях при применении ЛП
|
4.2.5
|
Наличие ответственных за направление сведений о выявленных нежелательных событиях при применении ЛП в АИС Росздравнадзора и/или территориальные органы Росздравнадзора
|
|
Оценить в том числе исполнение временных нормативов при извещении РЗН
|
|
|
|
|
4.2.6
|
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) взаимодействия с РЗН, включая контакты РЗН, в том числе территориального органа
|
|
|
|
|
|
|
4.2.7
|
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) взаимодействия с РЗН, включая контакты РЗН, в том числе территориального органа
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|
|
|
|
4.2.8
|
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) взаимодействия с РЗН, включая контакты РЗН, в том числе территориального органа
|
|
Оценить методом наблюдения
|
|
4.3
|
Обеспечение качества ЛП при закупке, хранении и использовании в МО
|
Организация контроля качества ЛП при закупке и поставке
|
4.3.1
|
Порядок контроля ЛП при закупке и поставке, включая:
- Контроль достоверности данных поставщика
- Контроль ЛП по показателям по нормативной документации производителей
- Скрининг ЛП с использованием актуализированной базы данных о качестве ЛП
- Система маркировки ЛП в ГИС "маркировка"
|
|
|
|
|
|
Организация контроля сроков годности ЛП
|
4.3.2
|
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) контроля сроков годности ЛП
|
|
|
|
|
|
|
4.3.3
|
Знание персоналом алгоритма (СОПа, инструкции и др.) контроля сроков годности ЛП
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|
|
|
|
4.3.4
|
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) контроля сроков годности ЛП
|
|
Оценить эффективность исполнения алгоритма методом наблюдения в подразделениях МО, а также по объемам списанных ЛП с истекшим сроком годности за последние несколько лет
|
|
|
|
Алгоритмы, снижающие риски ошибок при использовании ЛП
|
4.3.5
|
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) профилактики ошибок (например, дополнительной маркировки) при схожести упаковок двух ЛП
|
|
|
|
|
|
|
4.3.6
|
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) профилактики ошибок (например, дополнительной маркировки) при схожести упаковок двух ЛП
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|
|
|
|
4.3.7
|
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) профилактики ошибок (например, дополнительной маркировки) при схожести упаковок двух ЛП
|
|
Оценить методом наблюдения
|
|
4.4
|
Система контроля условий хранения ЛП, требующих особых условий хранения
|
Соблюдение условий хранений термолабильных ЛП
|
4.4.1
|
Наличие и своевременное обновление перечня термолабильных ЛП (в бумажном или электронном виде)
|
|
Оценить наличие и валидность списка термолабильных ЛП в аптеке и подразделениях МО
|
|
|
|
|
4.4.2
|
Наличие исправного оборудования для хранения (в том числе временного) термолабильных ЛП в достаточном количестве, включая:
- Холодильники
- Морозильники
- Переносные сумки-холодильники с достаточным количеством хладоэлементов
|
|
Оценить методом наблюдения в разных подразделениях, особенно высокого риска, например, отделение реанимации, операционный блок, кабинет вакцинации
|
|
|
|
|
4.4.3
|
Наличие исправного оборудования для контроля параметров хранения включая:
- Гигрометры, психрометры
- Термометры
- Термоиндикаторы
|
|
Оценить методом наблюдения, в том числе правильность расположения, например, термометров в холодильнике, регулярности оценки показателей оборудования, например, термоиндикаторов
|
|
|
|
Соблюдение условий хранения ЛП по уровню влажности в помещении в соответствии с инструкцией производителя
|
4.4.4
|
Знание рекомендуемых условий хранения по уровню влажности ЛП, находящихся в определенном помещении ответственными сотрудниками
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|
|
|
|
4.4.5
|
Наличие навыков определения влажности в помещении у сотрудников
|
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях, особенно высокого риска, например, аптеках, процедурных кабинетах и т.д.
|
|
|
|
Соблюдение правил защиты ЛП от света
|
4.4.6
|
Наличие и знание перечня ЛП, разрушающихся под воздействием света, сотрудниками использующими такие ЛП
|
|
Опросить сотрудников аптеки и сотрудников подразделений, в которых используются ЛП, разрушающиеся под воздействием света
|
|
|
|
|
4.4.7
|
Обеспечение защиты от света в местах хранения ЛП, включая: непроницаемые для света дверцы в шкафах, наличие правил использования ЛП, например, хранение ЛП (гепарин в прозрачном флаконе) на рабочем столике только в период проведения процедур
|
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях
|
|
|
|
|
4.4.8
|
Наличие и использование специальных МИ (защитные колпаки на флаконы, светонепроницаемые инфузионные системы) при введении ЛП, разрушающихся под воздействием света
|
|
Оценить соответствие закупленных специальных МИ и использованных ЛП, требующих защиты от света
|
|
|
|
Обеспечение специальных условий хранения в используемом транспортном средстве
|
4.4.9
|
Наличие портативных термоконтейнеров с возможностью подогрева
|
|
|
|
|
|
|
4.4.10
|
Наличие портативных термоконтейнеров с хладоэлементами
|
|
|
|
4.5
|
Определение мест хранения ЛП
|
Обеспечение доступности ЛП
|
4.5.1
|
Порядок обеспечения доступности ЛП в режиме 24/7/365, включая (перечень не исчерпывающий):
- Алгоритм обеспечения минимально необходимых запасов ЛП в МО/подразделении
- Алгоритм вызова сотрудников аптеки в нерабочее время
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников из различных подразделений
|
|
|
|
Порядок хранения ЛП
|
4.5.2
|
Наличие и соблюдение порядка хранения ЛП, включая:
- По фармакологическим группам
- Способам применения
|
|
Оценить методом наблюдения, обратить внимание на соблюдение порядка при хранении ЛП, в том числе в реанимационных укладках
|
|
4.6
|
Система требований к упаковке и маркировке ЛП
|
Обеспечение исполнения требований к упаковке и маркировке ЛП
|
4.6.1
|
Наличие правил, описывающих требования к упаковке и маркировке ЛП, включая:
- Хранение ЛП в первичной упаковке
- Хранение ЛП после вскрытия упаковки
- Отсутствие перефасованных ЛП
- Отсутствие немаркированных ЛП
- Отсутствие вскрытых флаконов и ампул
- Правила маркировки флаконов для инфузий
|
|
|
|
|
|
|
4.6.2
|
Знание сотрудниками требований к упаковке и маркировке ЛП
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|
|
|
|
4.6./3
|
Исполнение сотрудниками требований к упаковке и маркировке ЛП
|
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях
|
|
4.7
|
Обеспечение безопасности при назначении лекарственной терапии
|
Учет факторов риска при назначении ЛП
|
4.7.1
|
Полный сбор анамнеза, в том числе факторов риска:
- Аллергия
- Возраст
- Сопутствующие заболеваний/лекарственные препараты, принимаемые в момент поступления
- Масса тела пациента
- Беременность (если применимо)
- Заболевание печени
- Заболевание почек
- Психические заболевания
- Курение, алкоголь, прием наркотических и других психотропных веществ
|
|
Оценить достаточное количество карт вызова для оценки качества сбора анамнеза, для подтверждения факта учета факторов риска для корректировки выбора ЛП и дозирования ЛП
|
|
|
|
Учет особенностей взаимодействия ЛП
|
4.7.2
|
Полный сбор анамнеза, в том числе:
- Хронические заболевания
- Перечень принимаемых постоянно или периодически ЛП, с указанием доз
|
|
Оценить достаточное количество карт вызова для оценки полноты сбора сведений о хронических заболеваниях и получаемой терапии
|
|
|
|
|
4.7.3
|
Наличие информационных источников для обеспечения безопасности при назначении ЛП, включая:
- Компьютерные программы - системы поддержки принятия решений
- Справочники ЛП, например, ГРЛС, в том числе в электронном виде
- Памятки для персонала об особенностях взаимодействия назначаемых ЛП
|
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях
|
|
|
|
|
4.7.4
|
Наличие круглосуточного доступа в Интернет (в том числе мобильного) с рабочих мест сотрудников
|
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях, особенно высокого риска, например, в приемном отделении, отделении реанимации
|
|
|
|
Обеспечение безопасности при назначении препаратов off-label
|
4.8.3.1
|
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) и использования препаратов off-label
|
|
|
|
|
|
|
4.8.3.2
|
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) назначения и использования препаратов off-label
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|
|
|
|
4.8.3.3
|
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) назначения и использования препаратов off-label
|
|
Оценить методом наблюдения
|
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
|
|
4.9
|
Обеспечение безопасности при проведении лекарственной терапии
|
Соблюдение "5 правил" при назначении ЛП:
- Правильный ЛП
- Правильная доза
- Правильный путь введения
- Правильное время
- Правильно определенный пациент
|
4.9.1
|
Назначение ЛП в соответствии с клиническими рекомендациями/протоколами лечения, с учетом стандартов лечения
|
|
Оценить достаточное количество карт вызовов
|
|
|
|
|
4.9.2
|
Определение дозировки с учетом инструкций к ЛП, индивидуальных особенностей пациента, факторов риска
|
|
Оценить наличие на рабочих местах калькуляторов расчета дозы. Оценить соответствие дозировок ЛП клиническим рекомендациям, коррекция дозы с учетом индивидуальных особенностей пациента
|
|
|
|
|
4.9.3
|
Выбор оптимального пути введения ЛП
|
|
Оценить соответствие пути введения ЛП тяжести состояния пациента, тяжести заболевания и т.д.
|
|
|
|
|
4.9.4
|
Обеспечение кратности назначения ЛП в соответствие с инструкцией по применению ЛП
|
|
Оценить соответствие кратности назначения ЛП соблюдению сроков дачи, введения ЛП в соответствии с назначением с фиксацией времени введения/дачи ЛП
|
|
|
|
|
4.9.5
|
Соблюдение временных интервалов при введении/приеме ЛП
|
|
Опросить достаточное количество пациентов или сопровождающих для подтверждения точного соблюдения временных интервалов при введении/приеме ЛП
|
|
|
|
Профилактика передозировки ЛП
|
4.9.6
|
Наличие таблиц высших разовых и суточных доз (в том числе ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств)
|
|
|
|
|
|
Организация действий персонала при передозировке или отравлении ЛП
|
4.9.7
|
Наличие алгоритмов действий при передозировке или отравлении ЛП (включая таблицы противоядий)
|
|
|
|
4.10
|
Контроль качества вербальных назначений ЛП
|
Обеспечение безопасности при вербальном назначении ЛП
|
4.10.1
|
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) вербального назначения ЛП, включающего следующие этапы:
- Повтор исполнителем назначения врача, включая наименование ЛП, дозу, путь введения, особенности введения
- Сообщение о подготовке и начале введения
- Сообщение об окончании введения
|
|
|
|
|
|
|
4.10.2
|
Знание сотрудниками алгоритма (СОПа, инструкции и др.) по вербальному назначению ЛП
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|
|
|
|
4.10.3
|
Исполнение сотрудниками алгоритма (СОПа, инструкции и др.) по вербальному назначению ЛП
|
|
Оценить методом наблюдения
|
|
4.11
|
Контроль эффективности лекарственной терапии
|
Своевременная оценка эффективности назначения ЛП
|
4.11.1
|
Наличие алгоритмов оценки эффективности назначения ЛП, включающего:
- Порядок фиксации результатов оценки в карте вызова
- Рекомендуемые временные интервалы (время после введения или приема ЛП) для оценки эффективности
- Определение целевых показателей эффективности (например, жалобы, выраженность симптомов, результаты лабораторных и других диагностических тестов и т.д.)
|
|
|
|
|
|
|
4.11.2
|
Знание сотрудниками алгоритма оценки эффективности назначения ЛП
|
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|