3.10. Контроль соблюдения требований процедур обеспечения готовности работников АС к действиям при авариях и ликвидации последствий аварий
3.10. Контроль соблюдения требований процедур
обеспечения готовности работников АС к действиям при авариях
и ликвидации последствий аварий
3.10.1. В рамках надзора за готовностью АС к действиям при авариях и ликвидации последствий аварий уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-001-15, НП-005-16, НП-015-12, НП-004-08, НП-082-07, в частности проверяются:
наличие на АС разработанных, утвержденных и обеспеченных необходимыми ресурсами планов мероприятий по защите персонала и населения, а также поддержание администрацией АС плана мероприятий по защите персонала в постоянной готовности;
принятие администрацией АС мер по своевременной корректировке плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС по результатам реконструкции действующих блоков станции, по материалам актов-предписаний органов государственного регулирования безопасности, при введении новой нормативной документации и по результатам тренировок (комплексных учений);
готовность специальных технических средств для управления запроектными авариями;
наличие утвержденной директором АС схемы оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании;
создание из состава руководителей и персонала АС комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций;
функционирование на АС внутреннего (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешнего (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийных центров (далее - АЦ);
защищенность помещений АЦ от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях;
наличие технических возможностей в АЦ для обеспечения информационного взаимодействия с кризисным центром, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления;
укомплектованность АЦ материальными и техническими средствами и технической документацией, необходимыми для обеспечения функционирования АЦ, готовность их применения при осуществлении аварийного реагирования или при проведении учений и тренировок;
проведение на АС регламентных и контрольных проверок автоматизированной локальной системы оповещения для поддержания ее в постоянной готовности к работе;
наличие оформленных инструктажей персонала АС и всех лиц, находящихся на площадке АС и в санитарно-защитной зоне, о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации;
организация и проведение руководством АС в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей.
3.10.2. При проведении противоаварийных учений и тренировок эксплуатирующей организации атомных станций уполномоченные лица контролируют соблюдение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС участниками аварийного реагирования в районе размещения АС, в частности проверяются:
своевременность принятия решения директором АС (лицом, исполняющим его обязанности) и отдачи указаний начальнику смены АС об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС;
доведение до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи информации об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС;
приведение в состояние готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и средств для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций после объявления на АС состояния "Аварийная готовность";
своевременность доведения до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала, обязательность регистрации переданных сообщений;
оперативность, лаконичность, полнота и достоверность информирования участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации;
своевременность информирования эксплуатирующей организацией Ростехнадзора и уполномоченного органа управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС в случае возникновения радиационно опасной ситуации;
своевременность информирования административным руководством АС работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в случае возникновения радиационно опасной ситуации;
наличие на передаваемых сообщениях однозначно трактуемых названий "Проверка", "Учение" или "Тренировка";
своевременность направления в Ростехнадзор и соответствие установленным в НП-004-08 требованиям оперативного и предварительного сообщений о нарушении в работе АС;
принятие администрацией АС мер по сохранению обстановки в месте нарушения такой, какой она была во время нарушения, прекращению всех работ на системах (элементах), где произошло нарушение, если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения, до образования комиссии по расследованию нарушения;
действия руководства АС на ранней и средней фазе развития аварии, действия НСС и оперативного персонала, руководителей структурных подразделений АС при объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875