По данным агрегаторов вакансий и сервисов развития карьеры, при устойчивом росте общего спроса на специалистов ИТ-профессий наиболее востребованными по-прежнему остаются программисты, занимая существенную долю в общей структуре потребностей данного сегмента рынка труда. Так, по информации HeadHunter, за последние десять лет число вакансий в сфере информационных технологий увеличилось на 476%, а самыми востребованными специалистами сегодня являются программисты (38% от всех вакансий в отрасли) <1>. Данные исследования Хабр Карьера показывают не только сохранение стабильно высокого спроса на разработчиков, но и его рост в субъектах Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> https://hh.ru/article/28290
<2> https://habr.com/ru/company/habr career/blog/552524
Тенденции развития цифровой экономики, ситуация на рынке труда и в сфере подготовки кадров для ИТ-сектора, по оценке экспертов, свидетельствуют о том, что этот дефицит в дальнейшем будет только нарастать. По прогнозам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, общая годовая потребность в дополнительных высококвалифицированных ИТ-кадрах к 2024 году увеличится на четверть и достигнет значения 290 - 300 тыс. человек в год <3>. Соответственно следует ожидать и роста потребности в программистах в части востребованности разных языков программирования и специализаций разработчиков (фронтенд-, бэкенд-, десктоп-разработка и др.), наблюдаемой уже сегодня.
--------------------------------
<3> https://apkit.ru/useful-materials/issledovanie-it-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii/
Также по итогам анализа рынка ИТ-индустрии была выявлена потребность и актуальность в подготовке проектных ИТ-команд в составе таких специалистов, как IT-разработчик (CTO), дата-аналитик (DS), Project Manager (PM), тестировщик (QA), дизайнер (UI/UX), бизнес-архитектор (BA). Эксперты ведущих компаний, активно внедряющих ИТ-технологии, в частности, Яндекс, ЛАНИТ, МТС, СБЕР, Ростех, IBM, подтверждают острую необходимость в данных специалистах.
Такая ситуация требует соответствующих решений в целях подготовки широкого спектра разработчиков как для собственно ИТ-отрасли, так и для других отраслей, нацеленных на цифровую трансформацию. Базовый сценарий решений в рамках Федерального проекта предполагает, помимо ежегодного увеличения бюджетных мест по программам высшего образования в сфере информационных технологий для поступательного наполнения рынка труда профильными специалистами с базовой подготовкой по ИТ-специальностям, иные формы подготовки ИТ-специалистов, в том числе:
- реализацию мероприятий по профессиональной переподготовке трудоспособного населения для достижения более быстрых результатов восполнения дефицита в ИТ-специалистах с достаточным уровнем компетенций и с фокусом на обучении разработчиков в рамках выделенных 24 областей цифровых компетенций, включенных в методику расчета показателя "Количество граждан, прошедших обучение по дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций, нарастающий итог" Федерального проекта <4>, а также специалистов для проектных ИТ-команд;
--------------------------------
<4> Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 729 "Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации") (в редакции приказа Минцифры России от 14 января 2021 года N 10).
- целевое обучение детей от 14 лет современным языкам программирования в качестве дополнения их базовой подготовки по математике и информатике в школе - для повышения уровня цифровой компетентности и мотивации на продолжение обучения и последующего трудоустройства по востребованным ИТ-профессиям.
Ключевым направлением подготовки является формирование компетенций в области современных языков программирования. По данным опроса портала вопросов и ответов для разработчиков и ИТ-специалистов Stackoverflow в 2021 году в топ-10 самых востребованных языков программирования вошли:
6. Bash/Shell/PowerShell - 36,6%
Стратегическим ориентиром Мероприятия является повышение качества человеческого капитала Российской Федерации и обеспечение достижения национальных целей развития: цифровой трансформации и возможностей для самореализации и развития талантов.
Целями реализации Мероприятия являются обеспечение дополнительных возможностей для получения гражданами Российской Федерации новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций и удовлетворение потребностей рынка труда в современных ИТ-специалистах для обеспечения развития цифровой экономики в условиях цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
Указанные цели определяют следующие задачи реализации Мероприятия:
1) определение областей реализации компетенций, востребованных в цифровой экономике, и целевых групп населения - получателей дополнительной государственной поддержки обучения для формирования и развития указанных компетенций;
2) формирование и развитие системы полной или частичной компенсации затрат на обучение по дополнительным образовательным программам для различных групп населения на развитие востребованных в цифровой экономике компетенций;
3) определение состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и формирование комплекта современных дополнительных образовательных программ для формирования и развития востребованных в цифровой экономике компетенций, включая каталогизацию программ в соответствии с определенными областями реализации указанных компетенций;
4) формирование эффективных платформенных решений и цифровых сервисов для обеспечения свободного и удобного доступа целевых групп населения к освоению дополнительных образовательных программ для формирования и развития востребованных в цифровой экономике компетенций;
5) многоканальное продвижение Мероприятия для обеспечения высокой степени информированности целевых групп населения о дополнительных возможностях получения новых и востребованных цифровых компетенций и стимулирования их обучения по дополнительным образовательным программам, а также вовлеченности компаний-работодателей и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в его реализацию;
6) оценку результативности обучения граждан по дополнительным образовательным программам в рамках Мероприятия для формирования и развития востребованных в цифровой экономике компетенций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875