Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 августа 2012 г. N 851

ПРАВИЛА

РАСКРЫТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ИНФОРМАЦИИ О ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ И РЕЗУЛЬТАТАХ ИХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318,

от 18.12.2012 N 1334, от 30.07.2014 N 729 (ред. 28.10.2014),

от 30.01.2015 N 83, от 25.07.2015 N 758, от 29.02.2016 N 153,

от 01.04.2016 N 254, от 15.10.2016 N 1050, от 16.01.2017 N 11,

от 10.07.2017 N 813, от 25.01.2018 N 62, от 31.10.2018 N 1288,

от 07.05.2020 N 640, от 18.03.2021 N 412, от 20.07.2021 N 1228,

от 29.05.2023 N 853)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

2. Настоящие Правила не применяются в отношении:

а) проектов федеральных законов по вопросам:

федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов и их исполнения, а также подлежащих внесению одновременно с указанными проектами федеральных законов;

правового режима государственной границы Российской Федерации;

изменения числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах Российской Федерации;

б) следующих проектов нормативных правовых актов:

проекты нормативных правовых актов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, а также проекты нормативных правовых актов (за исключением проектов федеральных законов), регулирующие отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;

проекты нормативных правовых актов, указанные в пункте 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", а также в пункте 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";

проекты нормативных правовых актов, предусматривающие предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, а также проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в области обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внутреннего государственного финансового контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

проекты нормативных правовых актов по вопросам заключения, прекращения, приостановления действия, ратификации, денонсации международных договоров Российской Федерации и выражения намерения Российской Федерации не становиться участником международных договоров;

проекты нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

проекты нормативных правовых актов, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

проекты нормативных правовых актов, регламентирующие вопросы организации, обеспечения деятельности и взаимодействия органов государственной власти при реализации ими мероприятий по борьбе с терроризмом, в том числе с финансированием терроризма (за исключением проектов федеральных законов и проектов нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей);

проекты нормативных правовых актов, подготавливаемые в рамках реализации федеральных проектов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050; в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288)

(см. текст в предыдущей редакции)

проекты технических регламентов;

абзац утратил силу с 30 марта 2018 года. - Постановление Правительства РФ от 25.01.2018 N 62;

(см. текст в предыдущей редакции)

проекты федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета;

проекты административных регламентов предоставления государственных услуг.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1228)

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или федеральный орган исполнительной власти, которому поручена подготовка проекта нормативного правового акта (далее - разработчик), осуществляет размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее - официальный сайт):

а) уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта (далее - уведомление);

б) проекта нормативного правового акта;

в) информации о сроках общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;

г) информации о результатах общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;

д) информации о результатах рассмотрения проекта нормативного правового акта.

4. Информация, относящаяся к разработке проекта нормативного правового акта, указывается в паспорте этого проекта, который ведется разработчиком на официальном сайте.

4(1). Проекты актов, содержащих положения, которыми устанавливаются, изменяются, признаются утратившими силу или отменяются обязательные требования, подлежат обязательной идентификации разработчиком с использованием программных средств официального сайта.

(п. 4(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2021 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Срок общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления или проекта нормативного правового акта, за исключением проекта федерального закона, срок общественного обсуждения которого составляет 15 календарных дней.

Необходимость проведения общественного обсуждения уведомления при разработке проекта нормативного правового акта, не указанного в пункте 8 настоящих Правил, определяется руководителем (заместителем руководителя) разработчика. В случае если принято решение об отказе от проведения общественного обсуждения уведомления, уведомление на официальном сайте не размещается.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2020 N 640)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.05.2020 N 640.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2018 N 62)

(см. текст в предыдущей редакции)

5(1). Проекты нормативных правовых актов, прошедшие публичное обсуждение сроком не менее 15 календарных дней в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", считаются прошедшими общественное обсуждение в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если срок публичного обсуждения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, составил менее 15 календарных дней, проект акта подлежит дополнительному размещению на общественное обсуждение, при этом совокупный срок публичного обсуждения и общественного обсуждения должен составлять не менее 15 календарных дней.

(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

6 - 7. Утратили силу с 30 марта 2018 года. - Постановление Правительства РФ от 25.01.2018 N 62.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Общественный совет при разработчике вправе определить перечень проектов нормативных правовых актов разработчика, общий срок общественного обсуждения уведомления и проекта нормативного правового акта по которым не может составлять менее 60 календарных дней.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2018 N 62)

(см. текст в предыдущей редакции)

9 - 10. Утратили силу с 30 марта 2018 года. - Постановление Правительства РФ от 25.01.2018 N 62.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае если решением Правительства Российской Федерации (Президиума Правительства Российской Федерации) или поручением Председателя Правительства, в том числе принятым во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, установлен срок разработки проекта нормативного правового акта, не превышающий 20 календарных дней, общественное обсуждение такого проекта нормативного правового акта не проводится.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководителем (заместителем руководителя) разработчика может быть принято решение об отказе от проведения общественного обсуждения в отношении:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

а) проектов нормативных правовых актов о признании утратившими силу нормативных правовых актов, разработанных на основании или во исполнение признанных утратившими силу нормативных правовых актов более высокой юридической силы;

(пп. "а" введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

б) проектов нормативных правовых актов, подготовленных в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

(пп. "б" введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

в) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти об установлении цен (тарифов);

(пп. "в" введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

г) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти о введении в действие (прекращении действия) международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита;

(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729 (ред. 28.10.2014); в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2016 N 153)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) проектов федеральных стандартов деятельности членов саморегулируемых организаций, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в случае, если ранее были размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с установленными правилами разработки таких стандартов;

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

е) проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации, предусматривающих дополнение государственных программ Российской Федерации приложением, содержащим правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, или внесение изменений в указанное приложение.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.01.2017 N 11)

Решение об отказе от проведения общественного обсуждения при разработке проектов нормативных правовых актов, определенных настоящим пунктом, размещается в паспорте проекта нормативного правового акта на официальном сайте одновременно с проектом нормативного правового акта до направления (при необходимости) проекта нормативного правового акта разработчиком в установленном порядке на согласование.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

В этом случае пункты 13 - 21 настоящих Правил на указанные проекты нормативных правовых актов не распространяются.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

12. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 01.04.2016 N 254.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Уведомление подписывается руководителем (заместителем руководителя) разработчика и содержит:

а) вид, наименование и планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта, круг лиц, на которых будет распространено его действие;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения, и наиболее удобный способ их представления;

д) иную информацию по решению разработчика, относящуюся к сведениям о подготовке проекта нормативного правового акта.

14. В случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов", к уведомлению прилагается концепция проекта федерального закона.

15. В целях проведения общественного обсуждения уведомления информация о его размещении с указанием сведений о месте его размещения на официальном сайте (полный электронный адрес), сроке представления предложений и наиболее удобном способе их представления направляется разработчиком в следующие органы и организации:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) Общественная палата Российской Федерации;

а(1)) Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации;

(пп. "а(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 N 1334)

б) общественный совет при разработчике (в случае его наличия);

в) органы и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов потенциальных участников общественных отношений, на которые направлено правовое регулирование проекта нормативного правового акта;

г) иные организации, которые целесообразно, по мнению разработчика, привлечь к общественному обсуждению проекта нормативного правового акта.

Разработчик формирует на официальном сайте список получателей этих сведений и указывает адреса электронной почты, по которым осуществляется рассылка. Решение о направлении указанной информации в бумажном виде принимается разработчиком самостоятельно.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

16. Разработчик рассматривает предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения уведомления.

17. Разработчик не позднее 60 календарных дней со дня окончания срока общественного обсуждения уведомления размещает на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления, с указанием позиции разработчика.

18. По результатам предусмотренного пунктом 16 настоящих Правил рассмотрения предложений разработчик принимает решение о разработке проекта нормативного правового акта или об отказе от его разработки. В случае принятия решения об отказе от разработки проекта нормативного правового акта разработчик размещает на официальном сайте соответствующее сообщение и сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления, с указанием мотивов принятия такого решения.

19. Разработчик размещает на официальном сайте проект нормативного правового акта с пояснительной запиской, содержащей необходимые обоснования реализации предлагаемых решений, сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления (в случае проведения такого обсуждения), с указанием позиции разработчика. Одновременно информация о размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте с указанием сведений о месте размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте (полный электронный адрес), сроке приема предложений и наиболее удобных способах их представления направляется в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, автономную некоммерческую организацию "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", рабочую группу по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы, а также в органы и организации, указанные в пункте 15 настоящих Правил. Разработчик формирует на официальном сайте список получателей этих сведений и указывает адреса электронной почты, по которым осуществляется рассылка. Решение о направлении указанной информации в бумажном виде принимается разработчиком самостоятельно.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2014 N 729, от 07.05.2020 N 640, от 18.03.2021 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, и не позднее дня направления проекта нормативного правового акта на согласование с федеральными органами исполнительной власти разместить на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, с указанием позиции разработчика.

21. Доработанный с учетом предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения, проект нормативного правового акта с материалами, указанными в пунктах 19 и 20 настоящих Правил, и копиями наиболее значимых, по мнению разработчика, предложений направляется при необходимости разработчиком в установленном порядке на согласование.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 729)

(см. текст в предыдущей редакции)

21(1). Заключение Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации на проект нормативного правового акта, вносимого в Правительство Российской Федерации, при его наличии прилагается разработчиком к проекту нормативного правового акта.

(п. 21(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 N 758)

22. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 729.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Разработчиком в течение 10 календарных дней со дня принятия решения по проекту нормативного правового акта на официальном сайте размещается информация о результатах его рассмотрения Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также о направлении подписанного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

24. В случае если проект нормативного правового акта был возвращен Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на доработку, разработчиком может быть принято решение о проведении его повторного общественного обсуждения.

Повторное обсуждение проекта федерального закона не проводится.

(п. 24 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2017 N 813)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Разработчик в течение 3 рабочих дней после официального опубликования нормативного правового акта размещает его на официальном сайте.

(п. 25 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83)