Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Код мероприятия

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Минимальное время 1 мероприятия, час

Кратность мероприятия

Форма реализации мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

Социально-психологическая диагностика

Первичная социально-психологическая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя);

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью пато- и нейропсихологических методик и личностных тестов; используются вербальные и невербальные формы диагностического материала;

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) нейропсихологическими методами (при необходимости);

- исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости);

- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать:

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

рекомендации по социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

индивидуальный план социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества

Итого

1,0

1

Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика

- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации;

- проведение диагностических методик для оценки уровня развития высших психических функций, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), включая:

исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью пато- и нейропсихологических методов, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования;

исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики;

исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) нейродиагностическими методами (при необходимости);

исследование локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости);

формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);

рекомендации по дальнейшей социально психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого

1,0

1

Итого по мероприятию

2,0

2

Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя

- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-психологической реабилитации и абилитации;

- информирование родителя/законного или уполномоченного представителя о специфике раскрытия ВИЧ-статуса ребенку в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка (при необходимости);

- информирование об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации и др.

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого по мероприятию

1,0

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Психологическое консультирование ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя

Индивидуально-личностное психологическое консультирование

Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:

- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности; формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию);

- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.:

работу с актуальными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (тревога, страх, агрессия, сниженный фон настроения и др.);

работу с глубинными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (обида, чувство вины, стыд, изоляция (самостигматизация) и т.д.);

работу с деструктивными психологическими защитами;

расширение диапазона совпадающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности;

профилактику суицидального поведения;

профилактику социальной изоляции и дезадаптации

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого

1,0

5

Диапазонный показатель

2 - 8

Семейное консультирование

консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений (минимизация эмоциональной и социальной изоляции, установление адекватной коммуникации, уменьшение родительской гиперопеки; профилактика кризисных ситуаций в семье и т.д.) и др.

Итого

1,0

4

Диапазонный показатель

3 - 5

Итого по мероприятию

2,0

9

Диапазонный показатель

5 - 13

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком-инвалидом

- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;

- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др.;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными методами и др.

- коррекция и развитие высших психических функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов;

- коррекция и развитие высших психических функций с использованием аппаратно-программных методов;

- коррекция локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) посредством пато- и нейрокоррекционных методов (при необходимости);

- коррекция локомоторных функций (включая крупную и мелкую моторику) с использованием аппаратно-программных методов (при необходимости)

Индивидуальная

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого по мероприятию

0,5

9

Диапазонный показатель

5 - 13

Социально-психологические тренинги с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем

-

- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;

- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.);

- гармонизация детско-родительских отношений;

- обучение техникам саморегуляции, релаксации;

- обучение родителя/законного или уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивно-интеллектуальных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях;

- обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам прямой и открытой коммуникации, безоценочных высказываний, методам аффективного самоконтроля;

- обучение родителя/законного или уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности и др.

Индивидуальная, групповая

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого по мероприятию

1,5

10

Диапазонный показатель

9 - 11

Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя

- развитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;

- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.);

- профилактика развития психологических нарушений посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителя/законного или уполномоченного представителя психологической грамотности и социально-психологической компетентности, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др.

Групповая

Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог

Итого по мероприятию

1,0

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ:

33

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:

25 - 41