|
|
Социально-педагогическая диагностика
|
Первичная социально-педагогическая диагностика
|
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключения сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, дефектолога и других специалистов);
- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));
- проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение:
уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.);
уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;
уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом;
предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;
уровня владения ребенком-инвалидом русским жестовым языком, письменной и устной речью, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля;
уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида;
умения пользования компьютерными технологиями для слепых;
уровня сформированности речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) у ребенка-инвалида;
педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования жестовой речи, а также вспомогательных средств и ассистивных технологий и др.;
- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего:
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования;
рекомендации по социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-педагогической
реабилитации и абилитации, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах по сурдопереводу и тифлопедагоге, а также в использовании ТСР и ассистивных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/тифлопедагог/сурдопедагог, социальный педагог, сурдопереводчик
|
|
|
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя);
- проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"):
уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.);
уровня владения ребенком-инвалидом русским жестовым языком, письменной и устной речью, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля;
уровня развития мелкой моторики у ребенка-инвалида;
умения пользования компьютерными технологиями для слепых;
педагогической компетенции родителя/законного или уполномоченного представителя и членов семьи ребенка-инвалида, в том числе диапазона и широты знаний и умений, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.;
- беседа с ребенком-инвалидом (при необходимости с привлечением сурдопереводчика) и/или с родителем/законным или уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;
- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики;
оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-педагогического статуса ребенка-инвалида;
рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально педагогической реабилитации и абилитации
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/тифлопедагог/сурдопедагог, социальный педагог, сурдопереводчик
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя
|
|
- о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида);
- о видах и вариантах адаптированных образовательных программ для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих:
- о современных ТСР и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида;
- об организациях, осуществляющих обучение русскому жестовому языку, рельефно-точечному шрифту Брайля и др.;
- о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/тифлопедагог/сурдопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, сурдопереводчик
|
|
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя
|
|
- по вопросам использования ТСР, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей получения образования;
- по разработке образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности));
- по выбору образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступности;
- по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма);
- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида и др.
|
|
|
Индивидуальная
|
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/тифлопедагог/сурдопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, сурдопереводчик
|
|
|
Практические коррекционно-развивающих занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем
|
|
- восстановление (формирование) коммуникативных навыков, в том числе с использованием ТСР, обеспечивающих передачу информации на невербальной основе (средства статической и динамической проекции, видеотехника с видеоувеличителями, лазерные диски, кодирующие звуковые сигналы и др.), а также обучение русскому жестовому языку;
- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др., в том числе владение рельефно-точечным шрифтом Брайля, краткописью (по Гебольду) и др.), устной и письменной речи (в том числе обучение русскому жестовому языку с учетом возможностей остаточного зрения), невербальных коммуникативных навыков;
- формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности;
- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;
- отработку навыков использования русского жестового языка, рельефно-точечного шрифта Брайля, краткописи (по Гебольду), в том числе с использованием компьютерных технологий;
- проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий;
- отработка навыков пользования ассистивными технологиями (коммуникаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом, видеоувеличители, лупы и др.);
- занятия по использованию ТСР (устройства визуального и вербального дублирования информации, коммуникаторы и др.) и ассистивных технологий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- обучение пользованию ТСР для организации процесса обучения;
- обучения родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельных занятий в домашних условиях;
- обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.)
|
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Педагог-психолог, логопед/дефектолог/тифлопедагог/сурдопедагог, социальный педагог, специалист по работе с семьей, сурдопереводчик
|