Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Код мероприятия

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Минимальное время 1 мероприятия, час

Кратность мероприятия

Форма реализации мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

Социально-средовая диагностика

Первичная социально-средовая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)), при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы для исследования навыков:

ориентирование, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием ТСР и ассистивно-коммуникативных технологий (вибро-звуковых сигнализаторов, устройств сканирования текста с речевым выводом информации, белых тактильных тростей и др.);

пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры (далее - МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и т.д.);

пользование общественным автотранспортом с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением (например, "Голосовая остановка" и др.);

ориентирование в городской инфраструктуре (GPS-навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора или со встроенными

видеоувеличителями (лупами) и др.);

обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (жилой? градостроительной, образовательной, производственной);

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации

распоряжаться денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации и др.);

персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.;

- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида (в соответствии с возрастом);

- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего:

оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (жилой, градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

рекомендации по социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

разработку индивидуального плана социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных технических устройств и др.

Итого

1,0

1

Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика

- опрос и анкетирование ребенка-инвалида (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)), при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков взаимодействия, ориентировки, обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно:

ориентирования, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и ассистивно-коммуникативных технологий (вибрационных сигнализаторов, устройств сканирования текста с речевым выводом информации, белых тактильных тростей, коммуникаторов, электронных и видеоувеличителей (луп) и др.);

пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.);

пользования общественным автотранспортом с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением (например, "Голосовая остановка" и др.);

ориентирования в городской инфраструктуре (GPS-навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора, или со встроенными видеоувеличителями - лупами и др.);

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации

обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);

распоряжения денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации и т.д.);

персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.;

- выявление оставшихся барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида;

- беседа с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации;

- разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего:

оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

оценку количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики;

оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-средового статуса ребенка-инвалида;

рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации

Итого

1,0

1

Итого по мероприятию

2,0

2

Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя

- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- информирование о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (о системе радиоинформирования и звукового ориентирования "Говорящий город", звуковых приставках на светофорах, о маркировке тактильной плиткой опасных участков и т.д.);

- о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной);

- о способах ориентирования на улице и в помещениях;

- о деятельности общественных организаций инвалидов (например, Всероссийского общества слепых) и возможности ребенка-инвалида вступить в них;

- о современных методах коммуникаций средствами социальных сетей и т.д.

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации

Итого по мероприятию

0,5

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя

- по вопросам получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации;

- по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной,

образовательной, производственной);

- по вопросам специфики использования ТСР в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи;

- по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя;

- по вопросам доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности объектов по субъектам Российской Федерации", портала "Доступная среда", "Zhit-vmeste"

Индивидуальная

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации

Итого по мероприятию

0,5

4

Диапазонный показатель

3 - 5

Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем

- обучение ребенка-инвалида самостоятельному ориентированию и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств в целях коммуникации и ориентирования (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентирования оптических средств коррекции; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.);

- обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств для коммуникации и ориентирования (GPS-навигаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом, коммуникаторы, в том числе со встроенными видеоувеличителями, лупами и др.);

- обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением;

- обучение социальному взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской и социальной инфраструктуры (транспортной, культурной и т.д.), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом;

- обучение технологиям использования ассистивно-коммуникативных средств (устройства сканирования текста с речевым выводом, синтезатор речи по тексту, дисплеи Брайля, белые тактильные трости, коммуникаторы, электронные и видеоувеличители (лупы) и др.);

- обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских организаций;

- формирование навыков персональной безопасности в условиях городской инфраструктуры (например, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и т.д.

Индивидуальная, групповая

Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ

Итого по мероприятию

0,75

12

Диапазонный показатель

7 - 17

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ:

20

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:

13 - 27