5.1. Балансы мощности
Перспективные балансы мощности по ОЭС сформированы на час прохождения максимума потребления мощности ЕЭС России. По ОЭС Сибири и ОЭС Востока дополнительно рассмотрены перспективные балансы мощности на час прохождения собственного максимума ОЭС. В сводном балансе мощности по ЕЭС России максимум потребления ОЭС Сибири и ОЭС Востока соответствует максимуму потребления ЕЭС России.
При прогнозируемом максимуме потребления, нормативном расчетном резерве мощности и заданных объемах экспорта мощности спрос на мощность по ЕЭС России увеличится со 194 082 МВт в 2022 году до 207 303 МВт на уровне 2028 года.
Балансы мощности разработаны для варианта развития генерирующих мощностей с учетом вводов и мероприятий по выводу из эксплуатации, модернизации, реконструкции и перемаркировке с высокой вероятностью реализации (согласно приложениям N 2, N 3 и N 4 к схеме и программе ЕЭС России).
В балансах мощности учтены следующие факторы снижения использования установленной мощности электростанций:
- ограничения установленной мощности действующих электростанций всех типов в период зимнего максимума потребления;
- неучастие в покрытии максимума потребления мощности оборудования, введенного после прохождения максимума потребления мощности;
- отсутствие гарантии использования мощности ветровых и солнечных электростанций в час максимума потребления мощности.
Ограничения установленной мощности на ТЭС связаны с техническим состоянием оборудования, его конструктивными дефектами, несоответствием производительности отдельного оборудования (сооружений) установленной мощности, износом оборудования, снижением или отсутствием тепловых нагрузок теплофикационных агрегатов (в основном на турбинах с противодавлением), экологическими ограничениями по условиям охраны воздушного и водного бассейнов и др. Ограничения установленной мощности ГЭС связаны с техническим состоянием оборудования и снижением располагаемого напора ниже расчетного из-за сезонной сработки водохранилища, незавершенностью строительных мероприятий отдельных ГЭС.
Располагаемая мощность электростанций промышленных предприятий учтена исходя из их средней нагрузки за декабрь 2021 года.
Располагаемая мощность ветровых и солнечных электростанций в период прохождения максимума потребления мощности принимается равной нулю.
Величина мощности, не участвующая по причине названных выше факторов в балансе мощности на час прохождения максимума потребления по ЕЭС России, изменяется в диапазоне 16 538,7 - 19 606,8 МВт (6,6 - 7,7% от установленной мощности электростанций ЕЭС России).
В результате в обеспечении балансов мощности может участвовать мощность электростанций ЕЭС России в объеме 232 958,7 МВт на уровне 2022 года и 233 782,7 МВт на уровне 2028 года, что превышает спрос на мощность на 26 479,7 - 38 876,7 МВт в рассматриваемый период.
Баланс мощности по ЕЭС России без ОЭС Востока в период до 2028 года складывается с избытком нормативного резерва мощности в размере 25 844,2 - 36 929,1 МВт.
Баланс мощности по Европейской части ЕЭС России (без ОЭС Сибири) в 2022 - 2028 годах складывается с избытком нормативного резерва мощности в объеме 16 014,8 - 24 523,6 МВт.
В приложении N 5 к схеме и программе ЕЭС России приведены перспективные балансы мощности по ОЭС и ЕЭС России на 2022 - 2028 годы.
Сводные балансы мощности по ЕЭС России, а также ЕЭС России без ОЭС Востока и по Европейской части ЕЭС России с учетом вводов и мероприятий по выводу из эксплуатации, модернизации, реконструкции и перемаркировке с высокой вероятностью реализации представлены в таблицах 5.1 - 5.3.
В приложении N 6 к схеме и программе ЕЭС России приведены данные по региональной структуре перспективных балансов мощности на 2022 - 2028 годы.
Таблица 5.1. Баланс мощности ЕЭС России с учетом вводов и мероприятий по выводу из эксплуатации, модернизации, реконструкции и перемаркировке с высокой вероятностью реализации
Таблица 5.2. Баланс мощности ЕЭС России без ОЭС Востока с учетом вводов и мероприятий по выводу из эксплуатации, модернизации, реконструкции и перемаркировке с высокой вероятностью реализации
Таблица 5.3. Баланс мощности европейской части ЕЭС России с учетом вводов и мероприятий по выводу из эксплуатации, модернизации, реконструкции и перемаркировке с высокой вероятностью реализации
Перспективные балансы мощности по ЕЭС России и всем ОЭС на час прохождения совмещенного максимума потребления мощности ЕЭС России, а также по ОЭС Сибири на час прохождения собственного максимума ОЭС на 2022 - 2028 годы складываются с избытком нормативного резерва мощности.
В связи с интенсивными планами по технологическому присоединению новых крупных потребителей и увеличением экспорта электроэнергии и мощности в Китайскую Народную Республику баланс мощности ОЭС Востока на час прохождения собственного максимума потребления мощности с учетом вводов и мероприятий по выводу из эксплуатации, модернизации, реконструкции и перемаркировке генерирующего оборудования с высокой вероятностью реализации складывается с дефицитом нормативного резерва мощности максимальной величиной 1056,4 МВт в 2026 году (таблица 5.4). Величина дефицита нормативного резерва мощности в ОЭС Востока является предварительной, так как определена с учетом величины расчетного резерва мощности, установленного Методическими рекомендациями, и подлежит уточнению по результатам расчетов балансовой надежности в рамках отдельной проектной проработки.
Таблица 5.4. Баланс мощности ОЭС Востока на час прохождения собственного максимума потребления мощности с учетом вводов и мероприятий по выводу из эксплуатации, модернизации, реконструкции и перемаркировке генерирующего оборудования с высокой вероятностью реализации
Перевод ОЭС Востока на параллельную работу с ОЭС Сибири с реализацией мероприятий по сооружению электросетевых объектов, приведенных в разделе 7, позволит обеспечить переток мощности из ОЭС Сибири в направлении ОЭС Востока в объеме до 350 МВт (при наличии благоприятных схемно-режимной и режимно-балансовой ситуаций), что частично позволит покрыть дефицит нормативного резерва мощности.
Фактическое аварийное снижение мощности генерирующего оборудования в ОЭС Востока в осенне-зимний период 2021/2022 годов достигало величины 1386 МВт при величине нормативного резерва мощности, в 2028 году равной 2069 МВт.
В совокупности с вышеуказанным фактором, а также необходимостью резервирования отключения самой крупной единицы генерирующего оборудования (670 МВт - два гидроагрегата (сдвоенный блок) на Бурейской ГЭС) это позволяет сделать вывод о потенциально полной востребованности нормативного резерва мощности, принятого равным 22% от максимального потребления мощности ОЭС Востока.
Таким образом, при реализации планов по увеличению потребления мощности ОЭС Востока и возникновении непокрываемого дефицита мощности, в качестве дополнительного резерва мощности возможно рассмотреть ограничение экспорта в Китайскую Народную Республику, а также в случае выявления локальных дефицитов мощности - ограничение потребителей. Конкретная величина ограничений будет зависеть от складывающейся режимно-балансовой ситуации и реализации планов по переводу ОЭС Востока и ОЭС Сибири на параллельную работу.
Анализ балансов мощности показывает наличие в ЕЭС России энергорайонов, в которых возможно возникновение непокрываемого дефицита мощности в случае реализации планов по технологическому присоединению новых потребителей.
- Бодайбинский, Киренский, Усть-Кутский, Казачинско-Ленский районы Иркутской области, Северо-Байкальский и Муйский районы Республики Бурятия, Ленский район Республики Саха (Якутия);
- Южная часть энергосистемы Приморского края.
Анализ режимно-балансовой ситуации в Бодайбинском, Киренском, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском районах Иркутской области, Северо-Байкальском и Муйском районах Республики Бурятия, Ленском районе Республики Саха (Якутия) на перспективу до 2028 года приведен в приложении N 15 к схеме и программе ЕЭС России.
Генерирующий объект, подлежащий строительству, должен быть отобран по результатам долгосрочного конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов и соответствовать требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.01.2022 N 33-р "О проведении долгосрочного конкурентного отбора мощности генерирующих объектов, подлежащих строительству в соответствии с техническими требованиями и описанием территории технологически необходимой генерации и утверждении экономических параметров, исходя из которых будут рассчитываться коэффициент эффективности и стоимость мощности, продаваемой по итогам отбора мощности новых генерирующих объектов и перечень потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых прогнозируется рост потребления электрической энергии (мощности), приводящий к возникновению территории технологически необходимой генерации".
Основная часть энергосистемы Приморского края (95% от максимального потребления мощности) находится южнее Приморской ГРЭС (далее - энергорайон). Электроснабжение потребителей энергорайона осуществляется за счет выработки электростанций энергосистемы Приморского края, за исключением Приморской ГРЭС. Покрытие недостающего объема электрической энергии обеспечивается перетоком мощности из остальной части ОЭС Востока по электрическим связям, входящим в контролируемое сечение "ПримГРЭС - Юг" (далее - КС "ПримГРЭС - Юг").
Анализ баланса мощности южной части энергосистемы Приморского края показывает, что в случае набора заявленных нагрузок ОАО "РЖД" и иными потребителями Приморского края будет иметь место значительный непокрываемый дефицит мощности для условий температуры наиболее холодной пятидневки в единичных ремонтных схемах (после наиболее тяжелого нормативного возмущения в нормальной схеме) на всем периоде до момента завершения строительства ВЛ 500 кВ Приморская ГРЭС - Варяг, предусмотренного в 2024 году. После завершения строительства ВЛ 500 кВ Приморская ГРЭС - Варяг непокрываемый дефицит мощности в единичных ремонтных схемах (после наиболее тяжелого нормативного возмущения в нормальной схеме) сохранится в 2024 - 2026 годах, и будет устранен после ввода в работу новых энергоблоков Артемовской ТЭЦ-2 и завершения модернизации Владивостокской ТЭЦ-2.
Перспективный баланс мощности для зимнего максимума нагрузок энергорайона на период 2022 - 2028 годов приведен в таблице 5.5.
Таблица 5.5. Перспективный баланс мощности энергорайона, МВт
До завершения строительства ВЛ 500 кВ Приморская ГРЭС - Варяг, предусмотренного в 2024 году, при возникновении дефицита мощности в южной части энергосистемы Приморского края потребуется задействовать все возможные резервы пропускной способности электрических связей, в том числе с переходом энергосистемы Приморского края на работу с вынужденными перетоками мощности в КС "ПримГРЭС - Юг", а в случае исчерпания данных резервов пропускной способности потребуется ограничение потребителей. Применение вышеуказанных мероприятий с увеличением потенциального объема ограничения потребителей потребуется и в случае более позднего срока завершения строительства ВЛ 500 кВ Приморская ГРЭС - Варяг.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875