1.1. Доклад по правоприменительной практике
В 2021 году проведена системная работа в ходе реформы контрольной (надзорной) деятельности, в рамках которой приняты ряд нормативных правовых актов.
Внесены предметные изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", переработано Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1016).
В рамках нового регулирования установлен предмет федерального государственного пожарного надзора, определены критерии и порядок отнесения объектов к определенной категории риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2169 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре" установлены ключевые показатели, необходимые для оценки результативности и эффективности деятельности МЧС России по указанному виду надзора.
Установленные ключевые показатели не зависят от количественных результатов проводимых проверок и будут учитывать реальную работу и достигнутые результаты на поднадзорных объектах.
Также в условиях развития риск-ориентированного подхода для организации внеплановых проверочных мероприятий приказом МЧС России от 07.06.2021 N 364 утвержден Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, являющихся основаниями для проведения внеплановых надзорных мероприятий.
В целях осуществления мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения установлены индикативные показатели (приказ МЧС России от 23.07.2021 N 488 "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного пожарного надзора").
Индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Реализуемый риск-ориентированный подход предполагает индивидуальное категорирование каждого конкретного здания, с учетом его пожарно-технических характеристик и добросовестности лиц, осуществляющих его использование.
Кроме того, теперь правообладатели объектов могут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска.
С учетом применения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории Российской Федерации зарегистрировано 2320411 объектов защиты, из них 1648347 объектов защиты подлежали плановым проверкам (19032 - объект категории чрезвычайно высокого риска, 118558 - объектов категории высокого риска, 396190 - объектов категории значительного риска, 315333 - объектов категории среднего риска и 799234 - объекта категории умеренного риска).
Вместе с тем, с учетом ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2021 году проведено 227334 контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) (плановых - 111889, внеплановых - 115445), в ходе которых выявлено 933188 нарушений требований пожарной безопасности.
По результатам проведенных мероприятий вручено 106680 предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Всего за отчетный период устранено 730114 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий.
Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:
использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;
нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;
нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:
ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;
неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;
ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.
Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:
отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;
выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;
неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.
Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:
недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);
создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;
ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.
Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:
незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;
оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;
отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.
Наряду с этим, в 2021 году реализован комплекс профилактических мероприятий.
Превентивные меры в рамках прохождения летнего пожароопасного сезона 2021 года осуществлялись в соответствии с задачами, поставленными решением Совета Безопасности Российской Федерации и поручениями Правительства Российской Федерации. Реализованный комплекс мер, направленных на защиту территорий населенных пунктов от угроз природных пожаров позволил устранить порядка 7 тыс. нарушений противопожарных требований.
Особое внимание уделено контролю установленного порядка выжигания сухой травянистой растительности.
В ходе данной работы выявлено и пресечено 49,5 тыс. неконтролируемых палов сухой растительности. Их количество в сравнении с 2020 годом сокращено практически на треть (с 67 тыс. в 2020 г. до 49,5 тыс. в 2021 г.), а выжиганий на землях сельхозназначения сокращено вдвое (с 6,3 тыс. в 2020 до 3,3 тыс. в 2021 г.).
22.12.2020 принят Федеральный закон N 454-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности".
Введенные определения "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар" позволили разграничить полномочия между соответствующими органами исполнительной власти при их тушении.
Федеральным законом N 454-ФЗ также предусмотрены изменения в части наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории, за границами городских и сельских населенных пунктов.
Кроме этого, предусмотрено уточнение оснований проведения органами государственного пожарного надзора внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления при введении особого противопожарного режима органом государственной власти.
Соответствующие проверочные мероприятия проводятся только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, перечень которых утверждается соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с этим, разработаны и установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Дальнейшее развитие системы обучения мерам пожарной безопасности реализовано в 2021 году внесением изменений в статью 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
С 1 марта 2022 г. вступили в силу два базовых приказа, определяющих новый порядок обучения лиц по программам противопожарного инструктажа, требования к содержанию указанных программ, а также требования к дополнительным профессиональным программам и категории лиц, проходящих обучение по ним.
Основное отличие заключается в отмене обучения по программам пожарно-технического минимума и получения образования по дополнительном профессиональным программам.
Контроль за реализацией положений указанного приказа будет осуществляться в рамках федерального государственного пожарного надзора за исполнением пунктов 3 и 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которыми устанавливаются: требования по допуску лиц к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, необходимость обучения по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования, обязанность руководителя организации по установлению порядка обучения лиц мерам пожарной безопасности в организации.
Дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, согласованию с органами ГПН не подлежат. Федеральный государственный контроль за образовательными организациями осуществляется органами Рособрнадзора.
Нами проведено обобщение поступающих обращений по вопросам применения указанных приказов. Соответствующие разъяснения размещены на официальном интернет-сайте МЧС России (22 декабря 2021 года N ИВ-19-1999).
Наиболее частые вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности и ответы на них приведены в Таблице 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875