Решение Верховного Суда РФ от 24.03.2022 N АКПИ22-42 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей формы N 6 приложения N 5 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2022 г. N АКПИ22-42

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. о признании не действующей в части формы N 6 приложения N 5 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984 (далее - Приказ) утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 2018 г., N 50635, опубликован 6 апреля 2018 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" http://pravo.gov.ru.

Приложение N 5 к Административному регламенту содержит форму заявления о регистрации по месту жительства (форма N 6).

А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующей форму N 6 приложения N 5 к Административному регламенту (далее - Форма N 6) в той мере, в какой данная форма, имея наименование "Заявление о регистрации по месту жительства", включает форму заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства, ссылаясь на ее неопределенность и противоречие положениям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I), пункта 16 и подпункта "а" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила N 713). По мнению административного истца, оспариваемое положение нарушает его права, свободы и законные интересы, препятствует его регистрации по месту жительства, поскольку установило для граждан, намеренных получить государственную услугу по регистрации по месту жительства, обязанность сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства, не предусмотренную Законом N 5242-I и Правилами N 713, допускающими предоставление государственной услуги по регистрации по месту жительства без снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, которое производится автоматически путем внутриведомственного взаимодействия между должностными лицами органа внутренних дел.

В обоснование заявленного требования административный истец ссылается на то, что его заявление о регистрации по месту жительства было возвращено уполномоченным органом в связи с непредставлением им заявления о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, действия которого решением суда общей юрисдикции признаны законными со ссылкой на оспариваемую норму.

Административный истец А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные объяснения.

Административный ответчик Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, прошел государственную регистрацию в Минюсте России по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представители МВД России Д., П. поддержали изложенную в возражениях позицию, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Обсудив доводы административного иска, выслушав объяснения представителей административного ответчика, исследовав отзыв заинтересованного лица, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу части третьей статьи 3 Закона N 5242-I при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, и иные документы, предусмотренные этим законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов согласно пункту 6 Правил N 713 устанавливаются МВД России.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере миграции, который осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1, подпункт 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699).

Таким образом, Административный регламент разработан и утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка введения его в действие. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2020 г. N АКПИ20-507.

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1).

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 5242-I, Правилами N 713, Административным регламентом.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства в соответствии с абзацем четвертым статьи 2 Закона N 5242-I представляет собой постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Под снятием гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства понимается фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства (абзац шестой статьи 2 Закона N 5242-I).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П и от 4 октября 2016 г. N 18-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П и др.).

Согласно части первой статьи 6 Закона N 5242-I гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 данного закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных названным законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Закона N 5242-I снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в случае изменения места жительства производится органом регистрационного учета на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 713 предусмотрено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае изменения места жительства производится органами регистрационного учета на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.

Как установлено абзацем восьмым статьи 2 Закона N 5242-I, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Пунктом 48 Административного регламента установлено, что для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.

Для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания (пункты 54 - 54.1 Административного регламента).

Из анализа приведенных положений следует, что действующее законодательство не предусматривает возможности одновременного нахождения гражданина на регистрационном учете по месту жительства в разных жилых помещениях. Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Таким образом, гражданин может сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства до постановки на учет по новому месту жительства, предоставив заявление в письменной форме или в форме электронного документа, либо одновременно с постановкой на учет по новому месту жительства на основании заявления по установленной форме N 6, заполнив как заявление о регистрации по месту жительства, так и заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

В свою очередь, при постановке гражданина на регистрационный учет по новому месту жительства в том случае, если он не был снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства, органами регистрационного учета по заявлению гражданина производится его снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Довод административного истца о возможности регистрации по новому месту жительства при сохраненной регистрации по прежнему месту жительства основан на неправильном толковании норм материального права.

Вопреки позиции административного истца автоматическое снятие гражданина с регистрационного учета по прежнему месту жительства в отсутствие документа, подтверждающего его волеизъявление, ни Административным регламентом, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Так, в соответствии с пунктами 118.7, 118.8 Административного регламента должностное лицо органа регистрационного учета в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, проставляет на оборотной стороне заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства штамп о снятии с регистрационного учета и в трехдневный срок со дня оформления регистрации направляет заявление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства; при получении заявления о снятии с регистрационного учета, поступившего из органа регистрационного учета по новому месту жительства, должностное лицо направляет в орган регистрационного учета по новому месту жительства гражданина уведомление о снятии с регистрационного учета, в том числе при наличии технической возможности в электронной форме посредством системы "Мир".

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина с даты регистрации данного гражданина по новому месту жительства, указанной на оборотной стороне заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства, независимо от даты его поступления из органа регистрационного учета по новому месту жительства (пункт 118.7.1 Административного регламента).

С учетом изложенного заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства является частью заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5) к Административному регламенту и подлежит заполнению заявителем при изменении им места жительства при условии, что он не был снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Оспариваемое положение нормативного правового акта отвечает требованиям правовой определенности и не возлагает на граждан какой-либо обязанности по снятию их с регистрационного учета по прежнему месту жительства, не предусмотренной Законом N 5242-I и Правилами N 713, поскольку факт регистрации по новому месту жительства сам по себе предполагает снятие граждан с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Учитывая, что оспариваемая форма N 6 приложения N 5 к Административному регламенту не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А. о признании не действующей в части формы N 6 приложения N 5 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 984, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА