Документ не применяется. Подробнее см. Справку

3. Порядок организации участия сотрудников Росгвардии в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности, а также мест массового пребывания людей

В соответствии с подпунктом 27 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510, на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возложены полномочия по организации участия в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых объектов.

Участие сотрудников Росгвардии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых объектов (территорий) регламентировано приказом Росгвардии от 17 июля 2017 г. N 219 и заключается в процессе установления ими соответствия состояния антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности охраняемых объектов (территорий) предъявляемым требованиям.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.

Для осуществления категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), в ведении которого находится объект (территория), создается межведомственная комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

Состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) определен соответствующим актом Правительства Российской Федерации, регламентирующим его антитеррористическую защищенность.

При этом следует отметить, что обязательность участия сотрудников Росгвардии в деятельности данных межведомственных комиссий предусмотрена только в отношении объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и в отношении ММПЛ, включенных в соответствующие региональные и муниципальные перечни ММПЛ.

В отношении иных объектов (территорий) решение о необходимости участия сотрудников Росгвардии в деятельности межведомственных комиссий принимается начальником территориального органа или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, исходя из социальной значимости объектов (территорий), наличия структурных подразделений территориальных органов Росгвардии и подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в местах расположения таких объектов (территорий), а также возложенной на сотрудников Росгвардии нагрузки по участию в указанных мероприятиях.

В состав комиссий рекомендуется включать наиболее подготовленных сотрудников Росгвардии, обладающих необходимой квалификацией в установленной сфере деятельности и имеющих соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Полномочия сотрудников Росгвардии по участию в данных мероприятиях в обязательном порядке закрепляются в их должностных регламентах (должностных инструкциях).

Следует также отметить, что к участию в работе межведомственных комиссий, как правило, привлекаются по согласованию представители территориального органа безопасности и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с которыми целесообразно организовать взаимодействие.

Проведение категорирования объекта (территории) и ММПЛ предусматривает следующие этапы:

подготовка к категорированию объекта (территории) и ММПЛ;

проведение обследования и категорирования объекта (территории) и ММПЛ;

оформление результатов обследования и категорирования объекта (территории) и ММПЛ.

В ходе подготовки к участию в категорировании объекта (территории) и ММПЛ сотруднику Росгвардии, принимающему участие в работе комиссии, необходимо изучить имеющиеся документы, содержащие информацию о состоянии инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности данного объекта (территории) и ММПЛ, в том числе акты технических осмотров установленных на них инженерно-технических средств охраны (при наличии).

При участии в проведении категорирования сотрудники Росгвардии могут руководствоваться требованиями ведомственных нормативных актов, национальными стандартами, а также рекомендациями в области антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности объектов (территорий) и ММПЛ, если они не противоречат законодательным и иным нормативным правовым актам в рассматриваемой сфере деятельности.

В ходе проведения обследования и категорирования объекта (территории) и ММПЛ комиссиями определяется:

расположение объекта (территории) и ММПЛ, занимаемая им площадь, конфигурация периметра;

характеристика местности, непосредственно прилегающей к объекту (территории), наиболее вероятные пути проникновения на объект (территорию) и ММПЛ посторонних лиц;

наличие потенциально опасных участков, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями и критических элементов, совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) и ММПЛ в целом, его повреждению или аварии.

Также членами комиссии изучается:

режим работы объекта (территории) и ММПЛ, организация пропускного и внутриобъектового режимов;

состояние инженерно-технической укрепленности объекта (территории) и ММПЛ с учетом предъявляемых требований;

наличие и работоспособность систем оповещения и управления эвакуацией при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории) и ММПЛ;

характеристика имеющихся инженерно-технических средств охраны, их техническое состояние и работоспособность, организация их эксплуатационно-технического обслуживания (наличие договора с обслуживающей организацией).

При обследовании объекта (территории) и ММПЛ следует провести визуальный осмотр ограждения периметра и отдельных его участков, ворот (калиток), контрольно-пропускных пунктов (транспортных и пешеходных), водопропусков, воздушных трубопроводов, подземных коллекторов (при их наличии) на предмет наличия нарушения средств инженерной защиты (проломов, подкопов, нарушения целостности инженерных заграждений).

В ходе обследования проверяется работоспособность запирающих устройств ворот, калиток, инженерных заграждений, предназначенных для остановки транспортных средств, инженерно-технических средств охраны (технических средств систем обеспечения безопасности), наличие и исправность охранного освещения периметра объекта (территории) и ММПЛ.

Результаты работы комиссии в сроки, установленные соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) и ММПЛ, который должен содержать сведения о состоянии их антитеррористической защищенности, решение о присвоении объекту (территории) и ММПЛ соответствующей категории, а также рекомендации и перечень мероприятий по приведению их антитеррористической защищенности в соответствие предъявляемым требованиям.

Акт обследования и (или) категорирования должен содержать конкретные предписания со ссылками на соответствующие пункты требований, а также сроки их выполнения с учетом финансирования расходов на указанные цели. Включение в акт не конкретизированных мероприятий не допускается (например: "обновить технические средства охраны").

Акт обследования и (или) категорирования объекта (территории) и ММПЛ составляется в достаточном количестве экземпляров, исходя из положений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) данной отраслевой направленности, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.

Следует отметить, что всем членам комиссии, в том числе и сотруднику Росгвардии, предоставлено право отразить в акте обследования и категорирования объекта (территории) и ММПЛ особое мнение по вопросам соответствия присвоенной категории установленным требованиями критериям категорирования, оценки состояния защищенности объекта (территории) и ММПЛ, а также рекомендациям по усилению мер обеспечения их антитеррористической защищенности.

Формы паспортов безопасности объектов (территорий) и ММПЛ, порядок, сроки их подготовки, согласования и утверждения, необходимое количество экземпляров установлены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждающими требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности объектов (территорий) и ММПЛ.

Членам межведомственной комиссии рекомендуется обратить внимание собственников (правообладателей) объектов (территорий) и ММПЛ, что направлять паспорта безопасности на согласование в соответствующие территориальные органы или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации необходимо соответствующими сопроводительными письмами.

Причинами отказа в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) и ММПЛ могут служить:

несоответствие представленного паспорта безопасности форме, утвержденной соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации;

несоответствие информации, содержащейся в паспорте безопасности, сведениям, отраженным в акте обследования и (или) категорирования.

При этом отказ в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) и ММПЛ должен быть оформлен письмом, содержащим мотивированные обоснования со ссылками на пункты положений требований к антитеррористической защищенности или разделы формы паспорта безопасности, которым он не соответствует.

Несоответствие объекта (территории) и ММПЛ предъявляемым требованиям к антитеррористической защищенности в части инженерно-технической укрепленности или физической защиты не является причиной отказа в согласовании паспорта безопасности при условии наличия в нем и (или) акте обследования и категорирования, являющемся его неотъемлемой частью, перечня мер по приведению объекта (территории) в соответствие предъявляемым требованиям.