В Российской Федерации в 2014 - 2024 годах в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", федерального проекта "Культурная среда", входящего в состав национального проекта "Культура", реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основным результатом реализации указанных мероприятий стало планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (68 процентов в 2015 году, в 2021 году - более 77 процентов, в 2024 году - более 80 процентов).
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Данные о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, агрегируются из информационных ресурсов субъекта Российской Федерации, обеспечивающих доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих указанные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ (далее - региональные навигаторы), в единую автоматизированную информационную систему сбора и анализа данных по учреждениям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации (далее - информационная система).
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - целевая модель) позволяет сформировать современные управленческие и организационно-экономические механизмы в субъектах Российской Федерации через создание сети региональных модельных центров дополнительного образования детей и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей, внедрение механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - персонифицированное финансирование), осуществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования детей, обновление содержания программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.
По итогам 2021 года целевая модель внедрена в 72 субъектах Российской Федерации, а к 2024 году - в 85 субъектах Российской Федерации.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Целевая модель позволяет обеспечить персонифицированный учет через регистрацию детей в региональных навигаторах и персонифицированное финансирование, что приведет к повышению доступности и качества дополнительных общеобразовательных программ.
Персонифицированное финансирование до 2023 года включало в себя выдачу сертификатов персонифицированного финансирования и возможность реализации не менее одной дополнительной общеобразовательной программы за счет сертификата персонифицированного финансирования (за исключением образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств). С 1 января 2023 г. в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" в субъектах Российской Федерации, в которых осуществляется внедрение целевой модели, реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей осуществляется на основании государственного (муниципального) социального заказа с применением социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
На федеральном уровне решен вопрос о возможности выбора родителями (законными представителями) конкретной дополнительной общеобразовательной программы и зачисления ребенка в образовательную организацию. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные навигаторы, предоставлена возможность записаться на выбранную программу с использованием сертификатов персонифицированного финансирования. Так, по итогам 2021 года в Российской Федерации сертификаты персонифицированного финансирования выданы более 8,6 млн. детей, по итогам 2024 года социальные сертификаты выданы более 19 млн. детей.
(см. текст в предыдущей редакции)
Региональные навигаторы синхронизированы с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу.
Информационная система позволяет исключить повторный учет детей в системе дополнительного образования и в оперативном режиме получать данные по показателю "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования", который рассчитывается в рамках оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и с 2025 года - в рамках федерального проекта "Все лучшее детям" национального проекта "Молодежь и дети".
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При государственной поддержке активно развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей технической и естественно-научной направленностей, ориентированная на взаимодействие с организациями реального сектора экономики и позволяющая ежегодно вовлекать в свою деятельность более 1,5 млн. детей.
С 2019 года ведется системная работа по укреплению материально-технической базы детских школ искусств, приведению ее в соответствие с федеральными государственными требованиями к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, что позволило более 800 детских школ искусств оснастить новыми музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами, осуществить капитальный ремонт и (или) реконструкцию более 430 зданий детских школ искусств. Предпринимаемые меры позволили увеличить количество обучающихся, создать новые учебные творческие коллективы.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" закреплен статус детских школ искусств как первой ступени трехуровневой системы подготовки творческих кадров. Министерством культуры Российской Федерации определен порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, позволяющий обеспечить сохранность уникальной отечественной системы начального обучения детей различным видам искусства и преемственность образовательных программ в сфере культуры и искусства всех уровней.
Вместе с тем в системе дополнительного образования детей сохраняется ряд проблем, требующих решения, в том числе следующие:
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия при формировании региональных систем развития дополнительного образования детей;
сокращение сети организаций дополнительного образования через их ликвидацию или реорганизацию путем присоединения к иным организациям, в том числе непрофильным;
неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка, обеспечения их сбалансированности с направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при определении содержания и форматов дополнительного образования детей;
несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения дополнительного образования детей, а также профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
недостаточное кадровое обеспечение организаций дополнительного образования, в том числе в сельской местности, старение квалифицированных педагогических кадров;
ограниченная доступность инфраструктуры дополнительного образования для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
неэффективное использование потенциала дополнительного образования в формировании у обучающихся функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
неравномерность доступа детей и молодежи к воспитательной инфраструктуре в городах и сельских поселениях;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
обособленность дополнительного образования детей от общего и профессионального образования, низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ;
недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития дополнительного образования детей;
в системе дополнительного образования сферы культуры и искусства:
риск утраты отечественных академических традиций начального образования в области искусства, а также ряда дополнительных предпрофессиональных программ, значимых для развития и (или) сохранения традиций отечественного искусства, кадрового обеспечения отрасли культуры, этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
недостаточное обеспечение условий реализации дополнительных общеобразовательных, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, установленных федеральными государственными требованиями, в том числе сохраняющийся дефицит в современном оборудовании, учебных материалах, устаревание парка музыкальных инструментов, несоответствие помещений, занимаемых детскими школами искусств, установленным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам;
ликвидация, сокращение штатной численности региональных методических служб в области художественного образования, их реорганизация путем присоединения к непрофильным организациям, приводящие к ослаблению организационно-методического сопровождения детских школ искусств и педагогических кадров.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875