VII. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:

I этап - 2022 - 2024 годы;

II этап - 2025 - 2030 годы.

На I этапе реализации Концепции планируется:

во всех субъектах Российской Федерации внедрить целевую модель;

осуществить переход на персонифицированное финансирование (за исключением детских школ искусств и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1 января 2023 г.);

обеспечить ежегодно выдачу сертификатов персонифицированного финансирования, а в период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. - социальных сертификатов, до 2024 года - не менее 25 процентам детей, до 2030 года - не менее 30 процентам детей в каждом субъекте Российской Федерации;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 15.05.2023 N 1230-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

создать систему организации и управления региональной политикой по развитию дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;

создать современную инфраструктуру в системе дополнительного образования детей, отвечающую потребностям детей, их семей и реального сектора экономики региона, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;

создать новые места для увеличения количества детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в детских школах искусств;

создать условия для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для создания или модернизации инфраструктуры дополнительного образования детей, включая обновление материально-технической базы, проведение капитального ремонта, реконструкции зданий для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятия физической культурой и спортом, различными видами искусства, использования цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;

вовлечь обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры с применением инструментов профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики, взаимодействие с сотрудниками предприятий, научных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

расширить участие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;

усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организовать воспитательный процесс на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;

создать условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширить возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

создать сеть технологических кружков (для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых), школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, школьных театров, школьных медиацентров;

обеспечить вовлечение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в освоение дополнительных общеобразовательных программ (в том числе реализуемых в каникулярные периоды) для повышения качества образовательных результатов;

обобщить и распространить лучшие практики по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями;

продолжить проведение системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

осуществить финансовую и информационно-консультационную поддержку реализации прав детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

обеспечить гармонизацию законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту и законодательства Российской Федерации об образовании в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;

создать условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике;

дополнить списки туристских маршрутов, формируемых в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", культурно-познавательными круизами патриотической направленности в летнее время года на круизных теплоходах для школьников и студентов;

создать условия для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей;

реализовать механизмы подготовки и непрерывного повышения квалификации управленческих и педагогических кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;

создать институт наставничества в системе дополнительного образования детей;

реализовать меры поддержки молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, в их педагогической деятельности и профессиональном развитии;

создать условия для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе за счет оснащения организаций дополнительного образования современным оборудованием;

создать в каждом субъекте Российской Федерации систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

На II этапе реализации Концепции планируется:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершенствовать механизмы реализации государственного (муниципального) социального заказа по направлению "реализация дополнительных общеразвивающих программ" в рамках целевой модели;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать ежегодно выдачу социальных сертификатов до 2030 года не менее 30 процентам детей в каждом субъекте Российской Федерации;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать эффективное функционирование системы организации и управления региональной политикой по развитию дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать эффективное функционирование современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей, отвечающей потребностям детей, их семей и реального сектора экономики региона;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

продолжать вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры с применением инструментов профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики, взаимодействие с сотрудниками предприятий, научных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

расширять участие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

усиливать воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организовывать воспитательный процесс на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

поддерживать созданные условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширять возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать эффективное функционирование сети технологических кружков, школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, школьных театров, школьных хоров, школьных медиацентров;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать вовлечение детей в освоение дополнительных общеобразовательных программ (в том числе реализуемых в каникулярные периоды) для повышения качества образовательных результатов;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

продолжать обобщение и распространение лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

продолжать проведение системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

продолжать финансовую и информационно-консультационную поддержку реализации прав детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать гармонизацию законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту и законодательства Российской Федерации об образовании в целях обеспечения методического сопровождения дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

создавать условия для регулярного проведения экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

расширять условия для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

реализовывать механизмы подготовки и непрерывного повышения квалификации управленческих и педагогических кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать эффективное функционирование института наставничества в системе дополнительного образования детей;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

реализовывать меры поддержки, в том числе социальные, молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, в их педагогической деятельности и профессиональном развитии;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

создавать условия для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать эффективное функционирование созданной в каждом субъекте Российской Федерации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

создавать условия для повышения доступности и качества, а также оптимизации процесса предоставления услуги "Запись на программу дополнительного образования" посредством перехода к упреждающему (проактивному) режиму предоставления;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать интеграцию дополнительного образования и общего образования в части учебных предметов "Музыка" и "Изобразительное искусство";

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

усиливать организационно-методическое сопровождение детских школ искусств путем сохранения действующей в субъектах Российской Федерации сети региональных методических служб в области художественного образования и обеспечения их эффективного функционирования;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

обеспечивать увеличение количества мест для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств в детских школах искусств;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

довести до 80 процентов количество мест для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств в детских школах искусств в общем количестве мест, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

Министерством просвещения Российской Федерации совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с 2025 года проводятся мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации).

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.07.2025 N 1745-р)

(см. текст в предыдущей редакции)