IV. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий

IV. Организация и проведение контрольных

(надзорных) мероприятий

12. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана контрольных (надзорных) мероприятий на год, подготавливаемого подразделением ГПН.

Основанием для включения контрольного (надзорного) мероприятия в план контрольных (надзорных) мероприятий является истечение периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленной пунктом 13(2) настоящего Порядка, с даты:

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Сноска исключена. - Приказ ФСБ России от 19.08.2025 N 321.

(см. текст в предыдущей редакции)

ввода производственного объекта в эксплуатацию, начала осуществления контролируемым лицом деятельности на производственном объекте (получения подразделением ГПН сведений об объектах надзора);

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора планируется исходя из особенностей деятельности контролируемых лиц, территориального расположения производственных объектов, финансового обеспечения и кадровых ресурсов подразделения ГПН.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

13(1). Контрольное (надзорное) мероприятие исключается из плана контрольных (надзорных) мероприятий в случае:

1) ликвидации контролируемого лица;

2) прекращения контролируемым лицом деятельности на производственных объектах;

3) исключения объекта надзора из перечня объектов надзора;

4) изменения категории риска, к которой отнесен объект надзора, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

5) отсутствия решения о включении планового контрольного (надзорного) мероприятия в планы, являющиеся основанием для командирования, утвержденные соответствующими должностными лицами, либо его исключение из данных планов.

(п. 13(1) введен Приказом ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

13(2). Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в зависимости от категории риска, к которой отнесен объект надзора, проводятся со следующей периодичностью:

1) для категории высокого риска - один раз в 2 года;

2) для категории значительного риска - один раз в 3 года;

3) для категории среднего риска - один раз в 5 лет;

4) для категории умеренного риска - один раз в 6 лет.

(п. 13(2) введен Приказом ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

14. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде выездной проверки.

16. Основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является:

1) истечение срока исполнения решения государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) наличие у подразделения ГПН подтвержденных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) требование прокурора о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

17. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде выездной или документарной проверки.

Внеплановая выездная проверка проводится, если не представляется возможным оценить соответствие объектов надзора обязательным требованиям, а также оценить исполнение решений государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении нарушений обязательных требований без выезда на место нахождения производственных объектов путем совершения контрольных (надзорных) действий, которые могут совершаться в ходе документарной проверки.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору, за которым закреплен объект надзора, в целях оценки исполнения контролируемым лицом решения об устранении нарушений обязательных требований рассматривает сведения, содержащиеся в документах, имеющихся в распоряжении подразделения ГПН, и представляет главному государственному инспектору ФСБ России по пожарному надзору или его заместителю рапорт о необходимости проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия либо об отсутствии необходимости его проведения.

(абзац введен Приказом ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

18. Выездная проверка (плановая, внеплановая) проводится по месту нахождения производственного объекта в целях оценки соответствия объектов надзора обязательным требованиям, а также оценки исполнения решений государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении нарушений обязательных требований.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок проведения выездной проверки (плановой, внеплановой) не может превышать пятнадцать рабочих дней.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

При установлении срока выездной проверки учитываются количество, площадь и территориальное расположение производственных объектов, природно-климатические и географические условия субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также количество государственных инспекторов ФСБ России по пожарному надзору, уполномоченных на ее проведение.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В ходе проведения выездной проверки (плановой, внеплановой) могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) отбор проб (образцов);

6) инструментальное обследование;

7) испытание;

8) экспертиза.

20. Документарная проверка проводится по месту нахождения подразделения ГПН. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении ими деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, а также решений подразделения ГПН.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

В ходе проведения документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении подразделения ГПН, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, подразделение ГПН направляет в адрес контролируемого лица требование представить в срок, установленный пунктом 25 настоящего Порядка, иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

В случае, если в ходе проведения документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у подразделения ГПН документах и (или) полученным при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления подразделением ГПН контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения документы либо пояснения до дня их представления в подразделение ГПН.

21. Период проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия с целью оценки исполнения решений государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении нарушений обязательных требований определяется с учетом установленных сроков устранения указанных нарушений.

22. Осмотр осуществляется посредством проведения визуального обследования территорий, помещений (отсеков), иных объектов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Осмотр не осуществляется в отношении жилых помещений.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

По результатам осмотра государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

23. Опрос заключается в получении устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений.

24. Получение письменных объяснений предусматривает запрос письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями.

Письменные объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

Государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или военнослужащих (работников), представителей контролируемого лица, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что с их слов записано верно, и подписывают документ, указывая дату его составления.

25. Истребование документов заключается в предъявлении (направлении) контролируемому лицу требования о представлении в установленный в нем срок необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.

Устанавливаемый государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору срок представления контролируемым лицом необходимых документов не может быть меньше:

при выездной проверке - одного рабочего дня;

при документарной проверке - десяти рабочих дней.

В случае представления заверенных копий истребуемых документов государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем информирует контролируемое лицо любым доступным способом.

26. Отбор проб (образцов) заключается в изъятии (выборке) проб (образцов) предметов и материалов для проведения инструментального обследования, испытания и (или) направления указанных проб (образцов) на экспертизу в подразделение ГПН и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы.

По результатам отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов).

27. Инструментальное обследование заключается в совершении по месту нахождения производственного объекта действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

К специальному оборудованию и (или) техническим приборам, используемым при совершении инструментального обследования, относятся измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, утвержденные в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инструментальное обследование осуществляется государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

По результатам инструментального обследования составляется протокол инструментального обследования.

28. Испытание заключается в совершении действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, предусмотренных абзацем вторым пункта 27 настоящего Порядка, для исследования проб (образцов), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Испытание осуществляется государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

По результатам испытания составляется протокол испытания.

29. Экспертиза заключается в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Конкретное экспертное задание может включать одну или несколько из следующих задач экспертизы:

установление фактов, обстоятельств;

установление тождества или различия;

установление объективных свойств и состояний имеющихся в наличии образцов;

проведение оценки образца на соответствие заданным критериям;

установление соответствия образца существующим принципам и нормам права;

установление соответствия образца заданной системе нормативно-технических требований;

установление последствий изменения образца по заданной программе его развития.

Отбор, удостоверение и представление на экспертизу образцов осуществляются государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, либо привлеченным к его проведению специалистом или экспертом.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения производственного объекта непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между подразделением ГПН и экспертом или экспертной организацией.

При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта подразделение ГПН и контролируемое лицо обеспечивают ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

30. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо уведомляется службой технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России или подразделением ГПН посредством почтовой или иной связи не позднее чем за двадцать четыре часа до начала его проведения.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки, а также совершение в ходе него контрольных (надзорных) действий (за исключением экспертизы) осуществляется в присутствии представителя контролируемого лица.

32. В случаях представления контролируемым лицом информации о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия, чрезвычайная ситуация, контртеррористическая операция, заболевания, представляющие опасность для окружающих), подтвержденных доказательствами, контрольные (надзорные) мероприятия переносятся на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена без присутствия представителя контролируемого лица.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

33. Контрольные (надзорные) мероприятия (плановые, внеплановые) проводятся на основании распоряжения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подготавливается в одном экземпляре, подписывается главным государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору или его заместителем, регистрируется и заверяется печатью.

Учет распоряжений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в журнале учета контрольных (надзорных) мероприятий.

Распоряжение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (планового, внепланового), предусматривающего командирование государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору, подготавливается на основании планов (решений), являющихся основанием для командирования, утвержденных (принятых) соответствующими должностными лицами.

Распоряжение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, не предусматривающего командирование государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору, подготавливается на основании решения начальника службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

34. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться как одним государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору, так и группой государственных инспекторов ФСБ России по пожарному надзору.

Контрольное (надзорное) мероприятие проводится только тем государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору, который указан в распоряжении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

35. Государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору ознакамливает руководителя, начальника или иное уполномоченное должностное лицо контролируемого лица с распоряжением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки не позднее первого дня его проведения. Руководитель, начальник или иное уполномоченное должностное лицо контролируемого лица ознакамливается с указанным распоряжением под роспись.

(п. 35 в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

36. В случае представления в подразделение ГПН расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия проверяется соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик производственного объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, а также соответствие расчета требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084 <1>.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4940.

В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям, а равно несоблюдения обязательных требований, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия производственного объекта обязательным требованиям, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установлением (оценкой) выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

При несоответствии расчета по оценке пожарного риска в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия производственного объекта обязательным требованиям.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

37. В случае установления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия факта нарушения порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются нарушенные положения пунктов указанного порядка и (или) невыполненные меры, разработанные по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска и (или) расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия производственного объекта обязательным требованиям и (или) требованиям противопожарного режима.

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

38. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается государственными инспекторами ФСБ России по пожарному надзору самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется:

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

если контролируемым лицом создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий;

(в ред. Приказа ФСБ России от 19.08.2025 N 321)

(см. текст в предыдущей редакции)

если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;

при отборе проб (образцов).

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы имеющиеся в распоряжении подразделения ГПН либо представленные ему контролируемым лицом технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных помещений.

39. Межведомственное информационное взаимодействие подразделения ГПН с государственными органами по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления федерального государственного пожарного надзора, осуществляется посредством направления запросов (при необходимости).