3.4. Требования охраны труда при проведении ремонта и обслуживания перегрузочных машин на автомобильном ходу

3.4.1. Перед проведением ремонта и обслуживания перегрузочные машины на автомобильном ходу (далее также - машина) должны быть заторможены стояночным тормозом, зажигание выключено (перекрыта подача топлива с дизельным двигателем), рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение, под колеса уложены специальные упоры (башмак), на рулевое колесо вывешен запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью: "Двигатель не пускать! Работают люди". На машинах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичный знак должен быть вывешен и на дублирующее устройство.

3.4.2. Перед использованием подъемника ремонтный персонал должен убедиться в его надежной фиксации упором, исключающим возможность его самопроизвольного опускания. На пульте управления подъемником должен быть вывешен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью: "Не включать! Работают люди".

3.4.3. При вывешивании части машины нестационарными грузоподъемными механизмами, вначале следует установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), а затем вывесить машину, подставить под вывешенную часть козелки (подставки) и опустить на них машину.

3.4.4. Ремонтировать топливные баки, резервуары, насосы, коммуникации, тару из-под горючих жидкостей допускается только после полного удаления из них остатков топлива, их промывки, просушки.

Разлитое при сливе масло или топливо следует удалять с помощью песка, опилок или органических сорбентов в металлические емкости с крышками, устанавливаемые вне помещения.

3.4.5. При выполнении работ по сливу, заправке бензина (дизельного топлива) запрещается:

засасывать бензин (дизельное топливо) ртом, используя трубку, а также продувать ртом бензовод или жиклеры карбюратора двигателя;

использовать инструмент, который может вызвать искрообразование при ударе о металлические поверхности;

оставлять открытой тару с бензином (дизельным топливом) или переливать и разливать бензин (дизельное топливо) в помещениях, не оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

3.4.6. В помещениях для хранения и использования бензина (дизельного топлива) применять открытый огонь запрещается.

3.4.7. Снятие с машины и установка на машину деталей, агрегатов и узлов массой 15 кг и более должны быть механизированы.

3.4.8. При выполнении работ спереди или сзади машины на автомобильном ходу, установленной на осмотровую канаву, необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - лестницами.

3.4.9. При проведении работ по обслуживанию и ремонту машины сборочные единицы, которые могут перемещаться под действием собственной массы, должны быть заблокированы или установлены на опоры, исключающие их перемещение, а стрела - установлена на специальную подставку.

3.4.10. При проведении работ по обслуживанию и ремонту перегрузочной машины на автомобильном ходу запрещается:

демонтировать гидропривод, находящийся под давлением;

ремонтировать и регулировать ограничитель нагрузки (работы по ремонту и регулировке ограничителя нагрузки выполняются только специализированными организациями, имеющими на это лицензию);

производить крепление, смазку, регулировку и ремонт каната, зачистку колец токосъемника при работающем автомобильном кране;

включать механизм поворота при нахождении кого-либо на поворотной платформе;

выполнять работу на машине, вывешенной только на домкрате, тали без установки специальных подставок (козелков);

использовать в качестве опор под вывешенные машины подручные предметы;

снимать и устанавливать рессоры, пружины без их предварительной разгрузки;

оставлять без присмотра вывешенную машину на высоте более половины диаметра колеса ремонтируемой машины;

оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

пускать двигатель и перемещать машину при поднятом кузове;

выполнять ремонтные работы под поднятым кузовом машины без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;

проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

3.4.11. Регулировку тормозов следует выполнять при заглушенном двигателе после принятия мер против самопроизвольного движения машины.

3.4.12. Опробование тормозов машины на ходу следует проводить на площадке, исключающей возможность наезда на работников в случае неисправности тормозов.

3.4.13. При выполнении работы по шероховке (очистке) работники должны использовать СИЗ для глаз.

3.4.14. Перед началом проведения шиномонтажных работ машина должна быть заторможена, под неподнимаемые колеса установлены специальные противооткатные упоры (башмаки), под вывешенную часть подставлена специальная подставка (козелок), с разборных ободьев - предварительно спущено внутреннее давление в шинах.

3.4.15. Перед монтажом шины ремонтный персонал должен убедиться в исправности бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца при накачке шины из накачиваемой шины должен быть выпущен воздух и исправлено положение кольца.

3.4.16. Производить монтаж шин на неисправные диски колес, а также применять не соответствующие размеру шин диски колес и съемные фланцы запрещается.

3.4.17. Работы по снятию, постановке и перемещению колес и шин перегрузочных машин большой грузоподъемности должны быть механизированы.

3.4.18. Накачивание и подкачивание снятых с машины шин следует осуществлять только в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.

3.4.19. При накачивании шины следует использовать шланг, оснащенный зажимом для крепления вентиля.

Для контроля величины давления воздуха во время накачивания шины работники должны использовать манометр.

Превышать допустимое давление в шинах запрещается.

3.4.20. При накачивании шины рабочая зона должна быть ограждена, обод колеса надежно зафиксирован, вокруг шины должна быть установлена защитная сетка.

3.4.21. Во время накачивания шин ремонтный персонал должен находиться с противоположной стороны съемного стопорного кольца баллона, используя при этом специальное ограждение.

Находиться с боковой стороны шины (со стороны обода колеса) запрещается.

3.4.22. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

3.4.23. Для осмотра внутренней поверхности шины должен применяться спредер (расширитель).

3.4.24. Для изъятия из шины посторонних предметов работники должны использовать специальный инструмент (клещи).

3.4.25. При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера ремонтный персонал должен зафиксировать поднятую покрышку стопорным устройством.

3.4.26. При выполнении шиноремонтных и шиномонтажных работ запрещается:

работать на неисправном вулканизационном аппарате;

покидать рабочее место во время работы работнику, обслуживающему вулканизационный аппарат;

ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой (при наличии страховочного устройства, предупреждающего вылет кольца) во время накачивания шины воздухом;

использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов;

применять при монтаже неисправные, заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес, не соответствующие данной модели;

монтировать на обод шину несоответствующего размера, а также применять негодные съемные фланцы или замочные кольца;

применять неисправные ободы (имеющие вмятины, трещины, заусенцы и т.п.);

закачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом;

поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины;

накачивать шину свыше установленной заводом-изготовителем нормы давления;

выбивать диск кувалдой (молотком);

регулировать предохранительный клапан баллона компрессора на давление свыше установленного заводом-изготовителем;

класть на клапан дополнительный груз;

использовать шиномонтажный станок по назначению, не предусмотренному технической документацией фирмы-изготовителя;

допускать к работе на шиномонтажном станке посторонних лиц, не имеющих допуска к управлению станком;

проводить сварочные работы на ободах и дисках смонтированных колес.