3.3. Требования охраны труда при проведении ремонта и обслуживания крана на железнодорожном ходу

3.3.1. Ремонт и обслуживание крана на железнодорожном ходу (далее также - кран), включая очистку поворотной части крана от снега (льда) и в случаях, связанных с выполнением работ на высоте, должны осуществляться бригадой работников в составе не менее двух человек, один из которых с земли (площадки) должен контролировать действия работника, находящегося на поворотной части крана или платформе.

При подъеме (спуске) на платформу (кран) руки работника должны быть свободными от каких-либо предметов.

3.3.2. При вводе (выводе) крана на позицию ремонтного участка работники должны находиться на безопасном расстоянии от движущегося крана, за пределами мест, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!".

3.3.3. Перед проведением обслуживания и ремонта крана ремонтный персонал должен убедиться, что кран установлен в предназначенное для стоянки место, не имеющее уклона, а также:

остановлен двигатель (дизель-генераторная установка) крана;

кран закреплен ручным стояночным тормозом и рельсовыми захватами;

под колесные пары уложены тормозные башмаки, препятствующие движению крана в обе стороны;

поворотная часть крана установлена вдоль ходовой платформы;

стрела установлена горизонтально, а ее выдвижные секции полностью задвинуты;

крюковая обойма поднята и зафиксирована в крайнее верхнее положение;

на пульте управления вынуты предохранители пускового устройства дизель-генератора;

выключен аварийный выключатель и на нем вывешен плакат "Не включать! Работают люди";

отключен выключатель аккумуляторной батареи;

снято напряжение от внешнего источника питания;

слиты охлаждающая жидкость, дизельное масло и топливо (с кранов, которые будут проходить ТР).

Запрещается:

закреплять кран деревянными клиньями и прочими предметами;

выполнять какие-либо работы при работающем двигателе, дизель-генераторной установке крана у вращающихся, не закрытых защитными кожухами или ограждениями механизмов крана.

3.3.4. Выполнять ремонт и обслуживание крана при наличии на нем груза, находящегося в подвешенном состоянии, запрещается.

3.3.5. Подниматься на кран и спускаться с него следует только после полной остановки механизмов крана.

Включение механизмов крана при нахождении ремонтного персонала на поворотной платформе запрещается.

3.3.6. Спускаться в смотровую канаву для осмотра и мелкого ремонта ходовой части крана следует по лестнице или стремянке только после полной остановки крана и укладки тормозных башмаков.

При осмотре ходовых частей крана работник должен быть в защитной каске, а для освещения использовать переносной светильник.

3.3.7. При подъеме (спуске) по лестницам на возвышенные технологические площадки необходимо держаться за поручни обеими руками. При уклоне лестницы выхода на повышенную площадку более 60° подъем и спуск следует осуществлять лицом к лестнице.

Во время подъема (спуска) на повышенные площадки находиться на лестнице шириной до 1,5 метра более одного человека запрещается.

Находясь на повышенных площадках ремонтных участков, выходить на платформу крана (крышу кабины) следует по оборудованным площадкам.

3.3.8. Ремонтные работы на стреле крана преимущественно следует производить с платформы или с повышенных стационарных (передвижных) площадок.

При выполнении ремонтных работ на стреле крана с использованием средств подмащивания, а также находясь на крыше кабины крана, работники должны использовать защитную каску и страховочное устройство, канат которого должен быть закреплен к специально протянутому над рабочим местом тросу.

3.3.9. При выполнении работ в смотровой канаве, на пониженной площадке, а также с использованием грузоподъемных механизмов необходимо использовать защитную каску.

3.3.10. При работе на высоте инструмент следует располагать так, чтобы исключалось его падение.

При откручивании и закручивании болтов движение ключа следует направлять к себе. При этом необходимо располагаться лицом к краю платформы крана (крыши кабины, стрелы), не допуская падения инструмента и деталей.

Запрещается держать в рабочей зоне детали и инструменты, не используемые в работе.

3.3.11. Сливать топливо, масло, охлаждающую жидкость перед снятием узлов и деталей крана следует в специальную тару, не допуская разлива.

Разлитое масло или топливо необходимо удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует убирать в металлические ящики с крышками, установленные вне помещения.

3.3.12. При замене (доливе) масел и жидкостей в процессе обслуживания или ремонта крана сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментом.

3.3.13. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

3.3.14. Систему охлаждения следует заправлять при помощи специально предназначенной для этой цели посуды.

3.3.15. При выпрессовке (запрессовке) осей валов с целью исключения травмирования рук ударным инструментом следует применять специальное приспособление.

3.3.16. Разборку и сборку узлов дизель-генераторной установки, двигателя следует осуществлять с использованием стендов, технологических площадок, домкратов, кантователей, стеллажей, съемников, направляющих втулок, специальных ключей и других устройств, обеспечивающих механизацию тяжелых и трудоемких операций, а также безопасное производство работ.

При осмотре и ремонте дизель-генераторной установки на кране для освещения работники должны использовать переносной электрический светильник, защищенный от механических повреждений, с напряжением питания не выше 12 В.

3.3.17. В процессе производства работ по ремонту и обслуживанию крана работникам запрещается:

производить на электрифицированном железнодорожном пути или под ВЛ работы, связанные с перемещением стрелы крана, подъемом на стрелу крана, либо приближением работников и используемых ими приспособлений на расстояние ближе 2 метров от контактной сети и ВЛ;

переходить в неустановленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

находиться в смотровой канаве (на пониженной площадке смотровой канавы), на платформе, поворотной раме, стреле крана, а также в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!", при вводе (выводе) крана на ремонтную позицию;

находиться в проеме открытых шторных ворот или при их подъеме и опускании.