3.5. Требования охраны труда при выполнении работ по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин и механизмов с применением грузоподъемных механизмов

3.5.1. Перед проведением работ по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин и механизмов с применением грузоподъемного механизма работник, осуществляющий управление данным грузоподъемным механизмом, должен проверить:

наличие ограждения зоны производства работ;

исправность его основных деталей и сборочных единиц, отсутствие трещин или деформаций металлоконструкций грузоподъемного механизма;

наличие и надежность крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного управления (при его наличии), отсутствие заедания кнопок управления в гнездах;

состояние стального каната и правильность его намотки на барабане;

состояние крюка, его крепление в обойме и наличие замыкающего устройства на нем, отсутствие трещин, наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске;

исправность съемных грузозахватных приспособлений;

наличие схемы строповки перемещаемого груза.

3.5.2. При выполнении работ с применением грузоподъемных механизмов работники должны использовать защитные каски и защитные рукавицы.

3.5.3. Перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ работник, выполняющий обязанности стропальщика, должен:

произвести приемку съемных грузозахватных приспособлений, убедится в их исправности, наличии на них клейм или бирок с информацией изготовителя или специализированной организации (с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности);

проверить исправность тары и наличие на ней таблички (бирки) с информацией изготовителя или специализированной организации (о назначении тары, ее номера, собственной массы и предельной массы груза, для транспортировки которого она предназначена);

произвести внешний осмотр канатов, строп, траверсов и убедиться в их исправности;

подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от веса поднимаемого груза, числа ветвей и угла их наклона. Угол между ветвями стропа не должен превышать 90°;

проверить освещенность рабочей площадки в зоне действия грузоподъемного механизма;

проверить места и габариты складирования грузов, подъездные пути, ограждения.

При использовании вспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, подставок, площадок и прокладок) работник должен убедиться в их исправности.

3.5.4. При транспортировке узлов и деталей с использованием грузоподъемных механизмов следует предварительно поднять их на высоту не менее чем 0,5 метра выше встречающихся на пути препятствий.

Запрещается перемещать узлы и детали при нахождении людей на пути их перемещения.

3.5.5. Перед каждой операцией по подъему, перемещению и опусканию груза грузоподъемным краном работник, выполняющий обязанности стропальщика, должен подавать соответствующий сигнал машинисту крана.

В случаях, когда зона обслуживания грузоподъемным механизмом полностью не просматривается из кабины управления (с места управления), а также отсутствует радио- или телефонная связь между машинистом и стропальщиком, передача сигналов машинисту должна осуществляться сигнальщиком, назначенным из числа стропальщиков лицом, ответственным за безопасное производство работ с грузоподъемными механизмами.

3.5.6. Перед подъемом груза работник, выполняющий обязанности стропальщика, должен убедиться:

в отсутствии работников в зоне производства работ;

в надежности закрепления (строповки) груза и отсутствии препятствий на пути перемещения груза;

в отсутствии на поднимаемом грузе посторонних деталей (инструмента);

в наличии ограждения зоны производства погрузочно-разгрузочных работ.

3.5.7. При снятии и установке неустойчивых агрегатов и узлов для исключения их самопроизвольного смещения или падения ремонтный персонал должен применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки).

3.5.8. Работы по подъему, снятию, установке и транспортировке крупногабаритных и тяжелых агрегатов, узлов, деталей перегрузочных машин работники должны осуществлять только с применением исправного грузоподъемного механизма и вспомогательных приспособлений соответствующей грузоподъемности. При этом, закрепление этих элементов должно осуществляться с помощью строп и крюков достаточной прочности.

3.5.9. При обвязке и зацепке грузов работник, выполняющий обязанности стропальщика, должен соблюдать следующие требования безопасности:

осуществлять строповку грузов в соответствии с утвержденными схемами строповки;

осуществлять строповку длинномерных грузов не менее чем в двух местах;

накладывать канаты, цепи на основной массив груза без узлов, перекруток и петель;

подкладывать специальные подкладки под острые ребра грузов;

осуществлять строповку и отцеплять груз после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;

закреплять неиспользованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа.

Грузы, на которые не разработаны схемы строповки, следует перемещать в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.5.10. Если работник, выполняющий обязанности стропальщика, не имеет возможности определить массу груза, подлежащего перемещению грузоподъемным механизмом, - он должен узнать ее у работника, ответственного за безопасное производство работ ПС.

3.5.11. Для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза перед началом производства работ работники должны поднять груз на высоту не более 0,3 метра. При обнаружении неравномерности натяжения строп или ненадежности строповки груза работник должен опустить груз, а при выполнении обязанностей стропальщика - подать соответствующий сигнал машинисту крана, опустить груз, предварительно подложив под него подкладки для повторной строповки.

3.5.12. При выполнении работ по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин и механизмов с применением грузоподъемных механизмов (крана) запрещается:

поднимать (вывешивать) груз за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

поднимать (даже кратковременно) груз, масса которого превышает паспортную грузоподъемность подъемного механизма;

снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты путем зацепки их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных захватывающих устройств;

поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

находиться под поднятым (перемещаемым) грузом;

поднимать и перемещать груз, неправильно обвязанный, неправильно закрепленный или находящийся в неустойчивом положении, подвешенный за один рог двурогого крюка, а также груз в таре, заполненной выше бортов;

использовать ограничители (концевые выключатели) в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда кран мостового типа подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;

находиться на площадке с грузом (на грузе) при перемещении его грузоподъемным механизмом;

освобождать грузоподъемным механизмом стропы, канаты или цепи, защемленные грузом;

оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания без применения специальных средств (крюк или оттяжка соответствующей длины);

выравнивать перемещаемый груз руками и изменять положение строп на подвешенном грузе;

производить укладку груза на электрические кабели, трубопроводы, временные перекрытия, не предназначенные для его укладки;

оставлять без присмотра груз в подвешенном состоянии. В случае неисправности ПС, когда нельзя опустить поднятый груз, место под поднятым грузом должно быть ограждено и вывешены запрещающие таблички "Опасная зона", "Проход закрыт";

работать с неисправными, немаркированными, а также с просроченным сроком проверки грузозахватными приспособлениями;

производить погрузку (выгрузку) груза в автотранспорт при нахождении водителя или других работников в кабине;

производить подъем груза при недостаточной освещенности рабочей зоны, а также перемещать груз при отсутствии его прямой видимости;

производить погрузочно-разгрузочные работы на расстоянии менее 30 метров от крайнего провода контактной сети или ВЛ без наряда-допуска.