I. Общие положения

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения со служебными животными на объектах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - государственный надзор, войска национальной гвардии соответственно), осуществляется ветеринарно-санитарной службой войск национальной гвардии и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения оперативно-территориальными объединениями войск национальной гвардии, территориальными органами Росгвардии, соединениями, воинскими частями, военными образовательными организациями высшего образования, федеральным государственным унитарным предприятием "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и иными организациями войск национальной гвардии, а также их должностными лицами, применяющими (использующими) служебных животных в служебной деятельности (далее - контролируемые лица), обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Предметом государственного надзора является соблюдение контролируемыми лицами и их должностными лицами, применяющими (использующими) служебных животных в служебной деятельности, обязательных требований в области обращения со служебными животными, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 19 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424; 2021, N 24, ст. 4188) (далее - обязательные требования, Закон N 498-ФЗ соответственно).

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее - инспекторы), являются:

1) начальник Ветеринарно-санитарного отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВСО Росгвардии), его заместитель;

(пп. 1 в ред. Приказа Росгвардии от 07.07.2025 N 258)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) должностные лица ВСО Росгвардии в соответствии с должностными обязанностями (регламентами);

(в ред. Приказа Росгвардии от 07.07.2025 N 258)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) должностные лица ветеринарно-санитарных подразделений управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии в соответствии с должностными обязанностями (регламентами);

4) должностные лица объединенного пункта управления командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, на которых в соответствии со штатом (штатным расписанием) возложено выполнение задач ветеринарно-санитарной службы;

5) должностные лица федерального государственного казенного учреждения "Центральная войсковая комендатура по обеспечению деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", на которых в соответствии со штатом (штатным расписанием) возложено выполнение задач ветеринарно-санитарной службы.

4. К проведению государственного надзора по решению заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - заместитель директора), координирующего деятельность ВСО Росгвардии, могут привлекаться иные должностные лица ветеринарно-санитарной службы войск национальной гвардии.

(в ред. Приказа Росгвардии от 07.07.2025 N 258)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Объектами государственного надзора в войсках национальной гвардии являются:

1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, результаты их деятельности, связанные с уходом, содержанием, применением (использованием), разведением, выращиванием, перемещением служебных животных;

2) здания, помещения, строения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются для содержания, применения (использования), разведения, выращивания, перемещения служебных животных.

6. Государственный надзор осуществляется в форме плановых и (или) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, реализуемых в виде документарной проверки, выездной проверки, инспекционного визита, выездного обследования (далее - контрольные (надзорные) мероприятия).

7. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

8. Должностными лицами, уполномоченными принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в войсках национальной гвардии, являются начальник ВСО Росгвардии и его заместитель.

(в ред. Приказа Росгвардии от 07.07.2025 N 258)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий пользуются правами, установленными частями 5 и 6 статьи 19 Закона N 498-ФЗ. Кроме того, инспекторы при проведении государственного надзора имеют право:

1) беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и решения (копии решения) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты государственного надзора;

2) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия знакомиться с документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц, в том числе с документами, содержащими государственную или иную охраняемую законом тайну и относящимися к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

3) запрашивать и получать документы (информацию) и материалы, необходимые для проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

4) выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и проверять их исполнение;

5) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

6) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора проб (образцов), удостоверении и представлении их на экспертизу;

7) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объекты государственного надзора, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.

10. Инспектор обязан:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц при осуществлении государственного надзора;

2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия;

3) рассматривать обращения контролируемых лиц по вопросам обязательных требований и принимать соответствующие меры;

4) предоставлять контролируемым лицам, их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, информацию и документы, относящиеся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

5) знакомить контролируемых лиц, их уполномоченных представителей с результатами контрольного (надзорного) мероприятия и контрольных (надзорных) действий, относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

6) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений начальника ВСО Росгвардии (его заместителя), в том числе по подготовке предложений по обращению в суд с требованием об устранении выявленных нарушений обязательных требований, если такая мера предусмотрена законодательством Российской Федерации;

(в ред. Приказа Росгвардии от 07.07.2025 N 258)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.

11. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемые лица (их уполномоченные представители) имеют право:

1) присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от инспекторов информацию и документы, которые относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия и представление которых предусмотрено федеральными законами;

3) получать от инспекторов информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии (несогласии) с ними;

5) обжаловать действия (бездействие) инспекторов, решения начальника ВСО Росгвардии (его заместителя), повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

(в ред. Приказа Росгвардии от 07.07.2025 N 258)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Информационное обеспечение государственного надзора предусматривает защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключает передачу такой информации в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора).