Предпосылки создания информационной системы

В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации государственного и коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий (например, искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, биометрии).

Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии, онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.

Тем не менее в настоящее время большинство рабочих процессов Минэкономразвития России обслуживаются разрозненными узкоспециализированными информационными системами, не объединенными в единую цифровую платформу. Дальнейшая модернизация имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой системы.

Отсутствие интеграции информационно-аналитических систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы. Интеграция эксплуатируемых в настоящее время информационных систем может решить проблему лишь частично, так как указанные информационные системы не направлены на предоставление данных, необходимых для формирования аналитической информации в требуемом разрезе.

При использовании информационных технологий в сфере государственного управления со стороны Минэкономразвития России на данный момент существует ряд проблемных аспектов, которые являются основным стимулятором для создания и внедрении единой ФГИС:

- отсутствие инструмента мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных ФОИВ;

- отсутствие инструмента анализа состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов;

- наличие дублирующих типовых функций в разных информационных системах;

- отсутствие гибкости в контрактной системе в сфере закупок при реализации новых задач (большой срок жизненного цикла работ от идеи до реализации);

- отсутствие механизмов централизованного управления информационными системами;

- отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных) Минэкономразвития России;

- множественные связи при необходимости интеграции информационных систем между собой.

Наличие указанных проблем снижает результативность предпринимаемых мер по повышению эффективности исполнения полномочий со стороны Минэкономразвития России и приводит к множеству прикладных проблем, требующих решения:

- отсутствие методологических и технологических принципов и средств, обеспечивающих единство подходов к разработке и функционированию автоматизированных информационных систем в части используемой информации, форматов информационного обмена, технических и программных решений;

- отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных, стандартизированного информационного обмена, централизованной базы отраслевой нормативно-справочной информации). Отсутствие единой согласованной модели данных, универсальной модели обмена информацией;

- отсутствие систематизированного сбора/предоставления достоверных данных, высокие трудозатраты на ручной ввод данных в используемые системы, что повышает риски технических ошибок, противоречий, дублирования и искажений;

- отсутствие средств аналитической обработки, моделирования и визуализации отраслевой информации, включая системы искусственного интеллекта;

- невозможность построения современной интегрированной системы на основе одной или через объединение нескольких функционирующих в настоящее время информационных систем ввиду решения специализированных задач каждой из них, отсутствия единства организационных и программно-технических решений, возможности использования единой интеграционной шины унифицированного обмена данными;

- незрелость интеграционных механизмов и инструментов миграции сведений между информационными системами, низкая адаптивность к новым видам сведений, обменным форматам и новым участникам обмена данными.

Таким образом, отсутствует информационно-телекоммуникационная среда, поддерживающая единые принципы, общепринятые стандарты управления данными процессами, позволяющая обеспечить перспективное планирование. На решение обозначенных проблем направлено создание ГИС "Экономика" как информационной системы, обеспечивающей единообразное построение архитектуры и управление данными, находящимися в распоряжении Минэкономразвития России.