Положение, утвержденное данным документом, действует до 1 сентября 2028 года.

III. Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за космической деятельностью

III. Федеральный государственный лицензионный контроль

(надзор) за космической деятельностью

22. Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за космической деятельностью (далее - лицензионный контроль) осуществляется лицензирующим органом.

23. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения.

Грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, повлекшее за собой хотя бы одно из последствий, предусмотренных частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

24. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:

а) руководитель лицензирующего органа;

б) заместители руководителя лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит осуществление полномочий по лицензионному контролю или уполномоченные на осуществление лицензионного контроля приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа;

в) руководители структурных подразделений лицензирующего органа и иные работники лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит осуществление полномочий по лицензионному контролю, в том числе проведению профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, или уполномоченные на осуществление лицензионного контроля распоряжением руководителя лицензирующего органа (далее - инспекторы).

25. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель лицензирующего органа;

б) заместители руководителя лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными инструкциями входит принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий или уполномоченные на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа.

26. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и соблюдают обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Использование инспектором видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор" в рамках лицензионного контроля осуществляется с учетом требований о соблюдении норм законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также требований по защите служебной информации ограниченного распространения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

27. Объектом лицензионного контроля при осуществлении лицензионного контроля являются выполняемые работы и оказываемые услуги при осуществлении космической деятельности (далее - объект лицензионного контроля).

28. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, представляемой в лицензирующий орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.

29. Лицензирующий орган ежегодно разрабатывает и утверждает в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

30. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

31. Информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" и в средствах массовой информации.

32. Лицензирующий орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление лицензионного контроля;

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление лицензионного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении лицензионных требований, с текстами в действующей редакции;

г) утвержденные проверочные листы;

д) перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований;

е) программу профилактики рисков причинения вреда;

ж) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения лицензионных требований;

з) сведения о порядке досудебного обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

и) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики лицензирующего органа;

к) доклады о лицензионном контроле;

л) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

33. По итогам обобщения правоприменительной практики лицензирующий орган готовит ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, доклад о правоприменительной практике. Лицензирующий орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

34. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа до 1 марта и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" не позднее 5-го рабочего дня со дня его утверждения.

35. В случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.

36. Лицензиат вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в лицензирующий орган возражение в отношении предостережения (далее - возражение), в котором указываются:

полное и сокращенное (если имеется) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица;

номер телефона и адрес электронной почты;

дата и номер предостережения;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований;

способ направления ответа на возражение - в форме электронных документов (пакета электронных документов) или на бумажном носителе.

Лицензиат вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность такого возражения, или их заверенные копии.

37. Возражения направляются в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью лицензиата или лица, уполномоченного действовать от имени лицензиата, на официальный адрес электронной почты, указанный в предостережении.

38. Возражение и прилагаемые к нему документы (при наличии) лицензиат вправе представить непосредственно в лицензирующий орган на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

39. Возражение рассматривается лицензирующим органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения в лицензирующем органе.

40. По результатам рассмотрения возражения лицензирующий орган принимает одно из следующих решений:

а) удовлетворяет возражение путем отмены объявленного предостережения;

б) удовлетворяет возражение частично путем отмены объявленного предостережения частично;

в) отказывает в удовлетворении возражения.

41. Решение, принятое лицензирующим органом по результатам рассмотрения возражения, направляется лицензиату не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем принятия решения, способом, указанным в возражении.

42. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в лицензирующий орган возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем лицензиат уведомляется посредством направления ему соответствующего уведомления на адрес электронной почты или иным доступным и соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации способом.

43. Должностные лица лицензирующего органа, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, осуществляют консультирование лицензиатов и их представителей, в том числе письменное консультирование, по следующим вопросам:

а) предмет лицензионного контроля;

б) виды и порядок осуществления профилактических мероприятий;

в) виды и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

г) порядок обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

д) порядок подачи возражений на предостережение.

44. Консультирование предоставляется:

а) при личном обращении - по телефону, посредством видео-конференц-связи либо на личном приеме;

б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде;

в) в случае, если в рамках консультирования при личном обращении ответы на поставленные вопросы требуют получения дополнительных сведений и информации, - посредством ответа в письменном виде в срок не позднее 30-го календарного дня со дня, следующего за днем проведения консультирования при личном обращении;

г) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

45. Консультирование при личном обращении осуществляется в порядке очереди. Время консультирования при личном обращении одного лицензиата (его представителя) не может превышать 15 минут.

46. При поступлении 10 однотипных обращений по вопросам, указанным в пункте 43 настоящего Положения, консультирование по ним осуществляется посредством размещения на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Консультирование лицензиатов (их представителей) осуществляется с учетом требований о соблюдении норм законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.

47. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

(п. 47 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

48. В ходе профилактического визита лицензиат информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам лицензионного контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта лицензионного контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом лицензионного контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения лицензиатом обязательных требований.

(п. 48 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

49. Профилактический визит проводится по инициативе лицензирующего органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе лицензиата.

(п. 49 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

50. Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней.

(п. 50 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр и (или) истребование необходимых документов.

Фотосъемка и видеозапись в рамках осмотра при проведении обязательного профилактического визита осуществляются с применением мобильного приложения "Инспектор".

(п. 51 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. Профилактический визит по инициативе лицензиата проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 52 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

53 - 54. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271.

(см. текст в предыдущей редакции)

55. Проведение обязательного профилактического визита и профилактического визита по инициативе лицензиата осуществляется инспектором с учетом требований о соблюдении норм законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также требований по защите служебной информации ограниченного распространения.

(п. 55 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

56. При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган проводит следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

документарная проверка;

выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении лицензионного контроля не проводятся.

57. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиатов проводятся в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

58. Для проведения выездной проверки, а также документарной проверки принимается решение лицензирующего органа, подписанное уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа, в котором указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

59. В случае проведения выездной проверки для фиксации инспектором доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, в том числе с применением мобильного приложения "Инспектор".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств, необходимых для осуществления фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения лицензионных требований в ходе выездной проверки, принимается инспекторами самостоятельно.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

60. Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения выездной проверки непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

61. Документарная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 72 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

62. Документарная проверка проводится по месту нахождения лицензирующего органа.

63. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиатов, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими лицензионных требований и решений лицензирующего органа.

64. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

65. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Исчисление указанного срока приостанавливается на период с момента направления лицензирующим органом лицензиату требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в лицензирующий орган, а также на период с момента направления лицензиату информации лицензирующего органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных лицензиатом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у лицензирующего органа документах и (или) полученным при осуществлении лицензионного контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в лицензирующий орган.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

65(1). Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 6 и 8 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 65(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

66. Выездная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

66(1). Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности лицензиата и может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

(п. 66(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

67. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов.

67(1). Фотосъемка и видеозапись в рамках осмотра при проведении выездной проверки осуществляются с применением мобильного приложения "Инспектор".

(п. 67(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

68. Срок проведения выездной проверки составляет 3 рабочих дня.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

69. Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 6 и 8 части 1, частью 3 статьи 57 и частями 12 и 12.1 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

70. О проведении выездной проверки лицензиат уведомляется путем направления ему копии приказа лицензирующего органа о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением случаев, указанных в частях 12 и 12.1 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

71. По окончании проведения выездной проверки составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с положениями главы 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

72. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с учетом соблюдения требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

73. Лицензиаты, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в ходе осуществления лицензионного контроля, имеют право на досудебное обжалование, осуществляемое в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

74. Предметом досудебного обжалования являются:

а) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

б) акты контрольных (надзорных) мероприятий, акты о проведении обязательных профилактических визитов и предписания об устранении выявленных нарушений;

в) действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

г) решения об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям лицензиатов;

д) иные решения, принимаемые лицензирующим органом по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением, в отношении лицензиатов или объектов лицензионного контроля.

(п. 74 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

75. Жалоба на решения лицензирующего органа, включая руководителя лицензирующего органа, акты контрольных (надзорных) мероприятий и акты о проведении обязательных профилактических визитов, предписания об устранении выявленных нарушений, а также действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа, включая руководителя лицензирующего органа, при осуществлении лицензионного контроля (далее - жалоба) рассматривается комиссией по рассмотрению жалоб (далее - комиссия).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок организации работы комиссии, принятия решений по жалобам, персональный состав, права и обязанности членов комиссии устанавливаются правовым актом лицензирующего органа. В состав комиссии могут входить заместитель руководителя, руководители структурных подразделений, заместители руководителей структурных подразделений и иные работники лицензирующего органа.

76. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

77. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается лицензиатом без использования единого портала в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, и рассматривается комиссией в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в лицензирующем органе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2025 N 1271)

(см. текст в предыдущей редакции)

78. Решение комиссии по жалобе, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете лицензиата на едином портале в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия, а по жалобе, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, доводится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

79. Ключевым показателем лицензионного контроля является вероятность причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие аварий ракет космического назначения при их пусках, возникших по причине нарушения лицензионных требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения.

Целевое значение ключевого показателя лицензионного контроля - не более 0,02.

Ключевой показатель лицензионного контроля (КП) рассчитывается по формуле:

КП = n / N,

где:

n - количество аварийных пусков ракет космического назначения по причине нарушения лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, за отчетный год;

N - общее количество пусков ракет космического назначения за 5 лет, предшествующих окончанию отчетного года.