1.3.5. Обозначения, способные ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя

При определении соответствия обозначения, заявленного в качестве ГУ, требованиям законодательства проверяется, в частности, не способно ли заявленное обозначение ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. <88> Регистрация таких обозначений в качестве ГУ не допускается. <89>

--------------------------------

<88> Пп. 2 "г" п. 18 Правил.

<89> Пп. 5 п. 2 ст. 1516 Кодекса.

К указанным обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление о характеристиках товара, его изготовителе или месте происхождения, которые не соответствуют действительности.

Заявленное обозначение может содержать элементы, указывающие на вид товара, на характеристики товара или место его происхождения, а также элементы, порождающие у потребителя представление об этих сведениях через ассоциации.

Элементы обозначений, прямо указывающие на вид товара, его характеристики или место происхождения, не соответствующие действительности, называются ложными. Ложность элементов может быть очевидной и не требовать обоснования.

Элементы обозначений, указывающие на вид товара, его характеристики, место происхождения или содержащие сведения об изготовителе через ассоциации, которые они вызывают у потребителя, относят к способным ввести в заблуждение. Способность элементов ввести в заблуждение не вполне очевидна. Она имеет вероятностный характер.

Вопрос о том, является ли обозначение ложным или способным ввести в заблуждение, рассматривается в отношении товаров, для которых испрашивается регистрация ГУ, с учетом всех сведений и документов, содержащихся в заявке.

Также должны приниматься во внимание общеизвестные факты и информация, находящаяся в открытом доступе, например: информация, содержащаяся в толковых, энциклопедических, специальных словарях и иной литературе, в том числе в сети Интернет.

При этом при экспертизе особое внимание следует уделять достоверности сведений, предоставляемых информационными источниками сети Интернет, и руководствоваться информацией исключительно с официальных сайтов. Согласно разъяснениям по вопросу использования сведений из сети Интернет целесообразно использовать информацию из следующих ресурсов: электронные текстовые эквиваленты литературных изданий, включая научную, техническую и справочную литературу (например, научные и научно-популярные монографии, энциклопедии, словари, справочники) или их специальные электронные версии; электронные версии газет, журналов, а также самостоятельные, зарегистрированные в качестве СМИ периодические интернет-издания; интернет-представительства (сайты) органов государственной власти и управления, научных и культурных учреждений, содержащие научную и справочную информацию, в том числе специализированные базы данных; сайты международных организаций (ВОИС, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.); информация иных интернет-сайтов при условии документального подтверждения даты размещения этой информации на сайте. <90>

--------------------------------

<90> Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 сентября 2008 г. N 10/37-510/23 "Об использовании сведений из сети Интернет при экспертизе заявок на объекты интеллектуальной собственности".

Для того, чтобы определить, является ли заявленное обозначение ложным и (или) способным ввести в заблуждение, следует проанализировать семантическое значение каждого элемента, входящего в состав заявленного обозначения.

Примеры:

1. На регистрацию географического указания в отношении товара "мед" подано обозначение "АЛТАЙСКАЯ ГРЕЧИХА". При этом заявленное обозначение содержит словесный элемент "ГРЕЧИХА", который в совокупности со словесным элементом "АЛТАЙСКАЯ", может вызвать ложное ассоциативное представление у потребителя о видах товаров - гречихе (зерне) или гречневой крупе, произведенным в Алтайском крае.

Кроме того, в отношении товара "мед" зарегистрированы НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЕД" (рег. N 142) и "МЕД ГОРНОГО АЛТАЯ" (рег. N 193). Словесный элемент заявленного обозначения "АЛТАЙСКАЯ", являющийся указанием на географическое происхождение товара, может создать у потребителя представление о наличии у товара особых свойств, указанных в Государственном реестре, а у производителя - исключительного права на НМПТ "АЛТАЙСКИЙ МЕД" или "МЕД ГОРНОГО АЛТАЯ". При этом заявитель по заявке не является обладателем исключительного права на вышеуказанные НМПТ.

С учетом вышеизложенного заявленное обозначение признано способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара и его изготовителя.

2. На регистрацию географического указания подано обозначение "ТАГИЛЬСКОЕ ПИВО" в отношении товаров "пиво, пивные напитки". Поскольку заявленное обозначение содержит указание на вид товара "ПИВО", его использование в отношении пивных напитков, способно вызвать ложное ассоциативное представление у потребителя о том, что такая продукция является пивом, что не соответствует действительности.

3. На регистрацию географического указания подано обозначение "ВОДКА ЕССЕНТУКИ" в отношении товара "водка". Заявителем в подтверждение связи характеристик товара с местом его происхождения (производства) указывается использование при производстве водки местного сырья, в частности, лечебно-столовой минеральной воды "Ессентуки".

Необходимо отметить, что в отношении минеральных вод Ессентукского месторождения зарегистрированы НМПТ "ЕССЕНТУКИ" (рег. N 23) и "ЕССЕНТУКИ ЦЕЛЕБНАЯ" (рег. N 129). Заявителем не было представлено подтверждения того, что при производстве товара используется только минеральная вода, в отношении которой зарегистрированы НМПТ "ЕССЕНТУКИ" (рег. N 23) и/или "ЕССЕНТУКИ ЦЕЛЕБНАЯ" (рег. N 129), обладающая особыми свойствами.

Более того, в заявке приводились сведения об уменьшении негативного воздействия агрессивных компонентов водки на человеческий организм вследствие добавления минеральной воды, в отношении которой зарегистрировано НМПТ "ЕССЕНТУКИ" (рег. N 23). В то же время, исходя из представленных заявителем документов, в ходе производства водки осуществляется обработка добавляемой минеральной воды - ее умягчение и обессоливание, в результате чего минеральная вода теряет присущие ей особые свойства, фактически превращаясь в дистиллированную воду.

Принимая во внимание отсутствие подтверждения вызывающей сомнение информации, заявленное обозначение может быть расценено как вводящее в заблуждение относительно товара (его характеристик, происхождения и качества сырья).