- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России;
- предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России;
- формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России.
2. Задачами Программы профилактики являются:
- выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России;
- создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- формирование одинакового понимания обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России, у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России, и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
3. Виды контроля (надзора), на которые распространяется Программа ФАС России проводятся осуществляются следующие виды контроля:
- Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства;
- Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы;
- Федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
- Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
- Федеральный государственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
4.1. Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации являются:
- федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;
- субъекты естественных монополий;
- хозяйствующие субъекты: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
4.2. Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются:
- государственные органы (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
- муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
- государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, бюджетным учреждением при осуществлении им закупок: государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при осуществлении закупок.
4.3. Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа являются:
- федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу;
- юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
4.4. Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) являются:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
4.5. Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере рекламы являются:
- изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
5. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
На официальном сайте ФАС России (fas.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых, проводится ФАС России, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов, в разделе Документы. Ознакомиться с указанным перечнем можно по ссылке:
https://fas.gov.ru/pages/documents/type_of_documents/acts/perechen_obazatelnyh_trebovaniy.
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
6. Количество подконтрольных субъектов.
В настоящее время ФАС России не проводится подсчет количества подконтрольных субъектов и будет осуществлен после установления возможности его определения.
7. Проведенные мероприятия по контролю, мероприятия по профилактике нарушений и их результаты.
Сведения о проведенных мероприятиях за 2021 год приведены в Приложении N 1. Из 103 запланированных мероприятий было исполнено 97, что составляет 94% от общего числа мероприятий. Неисполнение ряда мероприятий было вызвано, в частности, с ограничительными мерами на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
8. Обобщение практики осуществления контроля.
8.1. За соблюдением антимонопольного законодательства.
Общее количество нарушений антимонопольного законодательства в 2020 году снизилось на 18% в сравнении с 2019 годом.
При этом количество нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции за указанный период снизилось на 12,7%, нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления в 2020 году снизилось на 33%.
Исходя из информации, представленной субъектами Российской Федерации, в части показателя, отражающего снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, наблюдается следующая динамика.
В 48 регионах количество нарушений в 2020 году по отношению к 2019 году снизилось, при этом в 12 регионах данное снижение составило два и более раз. Наибольшее снижение количества нарушений отмечается в Пензенской области - 86%, Рязанской области - 80%, Астраханской области - 77%, Мурманской области - 71%, Алтайском крае - 70% и Приморском крае - 70%.
Однако в 25 регионах отмечается рост количества указанных нарушений в 2020 году по отношению к 2019 году, при этом в 13 регионах зафиксирован рост нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления более, чем в два раза. В девяти регионах данный показатель за рассматриваемый период не изменился.
Самое большое количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления было зафиксировано в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (2019 - 82, 2020 - 50), Республике Ингушетии (2019 - 57, 2020 - 50), Республике Татарстан (2019 - 62, 2020 - 30), Иркутской области (2019 - 60, 2020 - 27), Красноярском крае (2019 - 53, 2020 - 27), Республике Башкортостан (2019 - 18, 2020 - 36), Республике Дагестан (2019 - 40, 2020 - 19).
Также наблюдается незначительное снижение количества нарушений статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции (с 253 до 209 за период с 2019 по 2020 годы) и статей 11 - 11.1 Закона о защите конкуренции - на 21,8% за указанный период.
За 2020 год было выдано 2523 предупреждений, 1755 из которых было исполнено, что составляет 81,3% от общего количества выданных предупреждений.
8.2. За соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в сфере государственного оборонного заказа.
При проведении плановых и внеплановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в 2020 году проверено 25746 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которых в 10032 процедурах (38,97%) выявлены нарушения. По результатам проверок выдано 2643 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Всего в 2020 году ФАС России возбуждено 28091 дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения выдано 23911 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 373 651,2 тыс. руб. За отчетный период ФАС России взыскано 326 427,6 тыс. рублей.
За аналогичный период в 2019 году ФАС России возбуждено 28384 дел об административных правонарушениях и вынесено 23729 постановлений о наложении административных штрафов. За отчетный период ФАС России взыскано 293 273,7 тыс. рублей.
В рамках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за 2019 год наибольшее количество дел (9518) возбуждено по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с утверждением заказчиками документаций о закупках, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, из которых в 8657 случаях выданы постановления о наложении штрафа. В 6434 случаях возбуждены дела по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, то есть за нарушение порядка отбора участников закупок, из которых в 5336 случаях выданы постановления о наложении штрафа.
В целях защиты прав и законных интересов участников закупок ФАС России осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок, поданных в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В 2020 году в ФАС России поступило 20604 жалоб на действия (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ.
За 2020 год количество рассмотренных жалоб (13131) увеличилось по сравнению с 2019 годом (12072) на 8,7%.
В результате рассмотрения в 2020 году обоснованными (в том числе частично) признаны 4916 жалоб (37% от рассмотренных жалоб), выдано 3833 предписаний об устранении выявленных нарушений закона 223-ФЗ.
Кроме того, количество рассмотренных обращений о включении организаций в РНП снизилось на 3,7% по сравнению с 2019 годом. При этом количество включенных организаций в РНП также незначительно снизилось.
8.3. За соблюдением контроля в области регулируемых государством цен (тарифов).
В 2020 году ФАС России проводились контрольно-надзорные мероприятия в отношении решений об установлении регулируемых цен (тарифов) региональных органов регулирования.
В 2020 году сотрудниками центрального аппарата ФАС России проведено 53 проверки региональных органов регулирования. В 2020 году выдано 56 предписаний, в то время как в 2019 году их было выдано 110.
Кроме того, следует отметить, что в долгосрочной перспективе планируется снижение количества заявлений о рассмотрении досудебных споров и разногласий, подаваемых регулируемыми организациями в ФАС России. В 2017 году подано 234 заявления, в 2018 году 253 заявлений, в 2019 году 267 заявлений, в 2020 году 153. При этом, незначительное снижение количества заявлений в 2020 году по отношению к 2019 году полностью соответствует общей динамике к сокращению заявлений, поскольку 2019 год для большинства регулируемых организаций был первым годом нового долгосрочного периода регулирования, а долгосрочные параметры, установленные в первый год, непосредственно влияют на весь долгосрочный период регулирования и как следствие вызывают наибольшее количество споров.
8.4. За соблюдением законодательства о рекламе.
В 2020 году антимонопольные органы рассмотрели 16278 заявлений (в 2019 году - 18185 заявлений) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. В результате проделанной работы возбуждено производство 3330 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 4929 нарушений (в 2019 году - 4069 дел и 7056 нарушений).
В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.
Так, в 2020 году возбуждено 3689 дел об административных правонарушениях (в 2019 году - 4519 дел), по результатам рассмотрения которых вынесено 1422 постановления о наложении штрафа на сумму 79 642 250 рублей (в 2019 году - 1702 постановления на сумму 118 477 300 рублей), в том числе 12 постановлений за неисполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе на сумму 1 285 000 рублей (в 2019 году - 20 постановлений на сумму 3 178 000 рублей).
9. Анализ и оценка причиненного ущерба.
Расчет ущерба по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях осуществляется в рамках расчета показателя "Причиненный ущерб, в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа".
Расчет ущерба производится на основании данных за предыдущий календарный год. Так, при утверждении программы на плановый период 2022 года показатель рассчитывается на основании данных за 2020 год. При утверждении программы на 2023 год показатель будет рассчитан на основании данных за 2021 год и т.д.
Базовое значение указанного показателя, рассчитанное по формуле:
установленной Паспортом ключевого показателя государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 27.04.2020 N 433/20,
За аналогичный период в 2019 году данный показатель составлял - 1,14%, что свидетельствует об уменьшении причиненного ущерба в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа, в отношении к валовому внутреннему продукту Российской Федерации.
Расчет уровня ущерба по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере рекламы; в области регулируемых государством цен (тарифов); за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа; в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в настоящее время ФАС России не проводится и будет осуществлен после установления возможности и определения порядка расчета уровня ущерба по указанным видам контроля.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875