4.1. Требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций

4.1.1. При эксплуатации электропоезда могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

1) сход электропоезда с рельс;

2) возгорание, приводящее к пожару;

3) обрыв контактного провода;

4) повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.

4.1.2. Машинист (помощник машиниста) должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, аварийным оборудованием и СИЗ, знать порядок эвакуации пассажиров, способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

4.1.3. При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности людей, машинист должен принять меры к экстренной остановке электропоезда, сообщить о случившемся машинистам встречных и (или) вслед идущих поездов, поездному диспетчеру, дежурному по депо, дежурным по станциям, ограничивающим перегон и определить с ними порядок дальнейших действий.

4.1.4. Если в пути следования электропоезда произошел несчастный случай, необходимо оценить окружающую обстановку, определить травмирующие факторы, принять соответствующие меры к устранению воздействия на пострадавшего травмирующего фактора с соблюдением мер личной безопасности и сообщить об этом руководителю подразделения Дирекции.

4.1.5. В случае неминуемого столкновения электропоезда с внезапно возникшим на пути препятствием машинист должен применить экстренное торможение, а помощник машиниста уйти в салон вагона, оставив двери открытыми для последующего ухода машиниста из кабины управления.

Оказавшись в салоне вагона, расположиться лежа на полу спиной вверх, ногами по ходу движения (во избежание травм головы и шеи - закрыть голову руками, а ноги согнуть в коленях).

4.1.6. В случаях обнаружения повреждения токоприемников или устройств контактной сети машинист обязан применить экстренное торможение и одновременно принять меры к опусканию токоприемников на электропоезде.

О каждом случае повреждения токоприемников или устройств контактной сети локомотивная бригада немедленно сообщает ДСП, ДНЦ (при диспетчерской централизации). ДСП передают сообщение о повреждении токоприемников или устройств контактной сети ДНЦ, ЭЧЦ (при диспетчерской централизации сообщение ЭЧЦ передает ДНЦ).

При невозможности дальнейшего следования поезда из-за повреждения токоприемника(-ов) электропоезда работа по его увязке выполняется на месте его повреждения со снятием напряжения и заземлением контактной сети.

Увязка неисправного токоприемника производится работниками дистанции электроснабжения после снятия напряжения и заземления контактной сети с двух сторон от места производства работ на электропоезде. Локомотивная бригада обязана заземлить подвижной состав, после заземления подвижного состава работнику дистанции электроснабжения выдается разрешение на бланке ЭУ-57. При этом локомотивная бригада с земли, без подъема на крышу электропоезда контролирует заземление контактной сети и увязку токоприемника. Работникам локомотивной бригады запрещено подниматься на крышу электропоезда.

Заземление контактной сети производится работниками дистанции электроснабжения с группой по ЭБ не ниже IV в присутствии машиниста электропоезда или его помощника. Отключенная контактная сеть постоянного или переменного тока должна быть заземлена с 2-х сторон от электропоезда путем установки не менее 2-х заземляющих штанг, предварительно подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной подвески при зашунтированном искровом промежутке. Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от электропоезда. На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м. На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от электропоезда и не ближе одного мачтового пролета от него.

Работники дистанции электроснабжения допускаются на крышу электропоездов только после предъявления машинисту удостоверения на право производства работ на контактной сети. Подниматься на крышу электропоездов могут только работники дистанции электроснабжения.

По окончании осмотра (увязки) токоприемника снятие заземляющих штанг с контактной сети производится работником дистанции электроснабжения в присутствии машиниста (помощника машиниста). Ответственность за качество увязки неисправных токоприемников на электропоезде несут работники дистанции электроснабжения, производившие увязку.

4.1.7. Все повреждения и неисправности токоприемников или устройств контактной сети, выходы работников на крышу электропоезда машинист должен регистрировать в журнале формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу и результатов проведенных работ в установленном порядке Работникам локомотивной бригады категорически запрещается подниматься на крышу электропоездов для удаления на контактных проводах и токоприемниках инея, изморози, обледенения".

В случаях обледенения подвижных рам токоприемников, при не отпадении ледяной корки с токоприемников производится замена подвижного состава. В случае невозможности замены подвижного состава принимается решение о вызове вспомогательного локомотива.

4.1.8. В случае вынужденной остановки в результате аварийной ситуации с обрывом и падением контактного провода, провода воздушной линии электропередачи на электропоезд или рядом с ним машинист электропоезда должен сообщить о случившемся в установленном порядке машинистам встречных и вслед идущих поездов, поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, энергодиспетчеру, а также дежурному по депо и оставаться в кабине управления.