1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для локомотивных бригад скоростных и высокоскоростных электропоездов ОАО "РЖД" (в том числе для машинистов электропоезда, работающих без помощника машиниста) (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для локомотивных бригад скоростных и высокоскоростных электропоездов ОАО "РЖД" (в том числе для машинистов электропоезда, работающих без помощника машиниста).
1.2. На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД", моторвагонных депо Центральной Дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" (далее - Дирекции) разрабатываются инструкции по охране труда для локомотивных бригад с учетом типов и серий обслуживаемых ими скоростных и высокоскоростных электропоездов и специфики местных условий.
1.3. К работе машинистами, помощниками машинистов скоростных и высокоскоростных электропоездов (далее - электропоездов) допускаются лица, прошедшие в установленном порядке профессиональное обучение, профессиональный отбор, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, психофизиологическое обследование, вводный, первичный инструктажи по охране труда, стажировку и дублирование, проверку знаний требований охраны труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках.
Локомотивная бригада проходит обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в установленном в ОАО "РЖД" порядке.
1.4. До назначения на самостоятельную работу, а также при перерыве в работе на электропоезде свыше одного года, машинист (помощник машиниста) обязан пройти в установленном порядке стажировку.
1.5. При перерыве в работе свыше 30 календарных дней работник локомотивной бригады должен пройти внеплановые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности.
1.6. Машинист (помощник машиниста), впервые принятый на работу или переведенный из подразделения в подразделение внутри Дирекции, из подразделения в подразделение ОАО "РЖД" с изменением характера работы, или который впервые в зимних условиях выполняет работу, связанную с движением поездов ("первозимник"), должен проходить обучение для работника, впервые приступающего к работе в зимних условиях.
Обучение проводится по программе подготовки, разработанной и утвержденной в установленном порядке, индивидуально для каждого работника.
1.7. В процессе работы машинист (помощник машиниста) обязан проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), обучение по охране труда пожарной и электробезопасности, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках.
1.8. Машинист (помощник машиниста), направляемый в командировку, должен проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытии на место командировки - вводный и первичный инструктажи по охране труда, вводный инструктаж по пожарной безопасности с учетом особенностей выполнения работы в структурном подразделении Дирекции.
1.9. В отношении локомотивных бригад должны проводиться обязательные формы работы с электротехническим персоналом в установленном порядке.
1.10. Машинист (помощник машиниста), эксплуатирующий электропоезда относится к электротехническому персоналу. Машинисты должны иметь V группу по электробезопасности с допуском к работе с электроустановками до и выше 1000 В, помощники машинистов - IV - V группу с допуском к работе с электроустановками до и выше 1000 В и права оперативно-ремонтного персонала.
Помощник машиниста, прибывший в депо после обучения в специализированном учебном заведении, должен пройти стажировку в установленном порядке и подтвердить III группу по электробезопасности в комиссии структурного подразделения.
Помощник машиниста допускается к дублированию на рабочем месте только после присвоения III группы по электробезопасности.
В период дублирования он должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в соответствующих журналах.
После прохождения дублирования помощнику машиниста электроподвижного состава с III группой по электробезопасности допускается предоставлять права ремонтного персонала в электроустановках до и выше 1000 В и права оперативного персонала в электроустановках до 1000 В, в объеме:
- осмотра электроподвижного состава (без открытия дверей ячеек с электрооборудованием, находящимся под напряжением);
- выполнения переключений на электрооборудовании до 1000 В;
- участия в работе по обслуживанию электроустановок и электрооборудования свыше 1000 В в качестве второго работника.
Права оперативно-ремонтного персонала в электроустановках до и выше 1000 В в полном объеме предоставляются помощнику машиниста электроподвижного состава при присвоении IV группы по электробезопасности.
Помощник машиниста допускается к самостоятельной работе в качестве оперативно-ремонтного персонала после прохождения дублирования в установленном порядке.
1.11. Машинисты, помощники машинистов при исполнении должностных обязанностей должны иметь при себе удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках, проверке знаний требований охраны труда, предупредительный талон по охране труда, удостоверение о проверке знаний в объеме пожарно-технического минимума.
1.12. Во время работы на машиниста, помощника машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
1) движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;
3) повышенный уровень вибрации;
4) повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
5) повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;
6) недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны (в темное время суток);
7) острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования;
8) не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования;
9) падающие с высоты предметы и инструмент;
10) повышенный уровень инфразвуковых и ультразвуковых колебаний;
11) повышенный уровень электромагнитных излучений;
12) напряженность трудового процесса.
по характеру результирующего химического воздействия на организм человека.
1.13. Машинист (помощник машиниста) должны знать в объеме должностных обязанностей:
1) ПТЭ, нормативные документы ОАО "РЖД";
2) правила внутреннего трудового распорядка;
3) конструкцию электропоезда, способы и безопасные приемы эксплуатации и устранения неисправностей его оборудования;
4) схемы электрических цепей электропоездов, расположение электрических проводов, машин, приборов и аппаратов электропоезда;
5) действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;
6) видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
7) требования охраны труда, электробезопасности при эксплуатации электропоездов и пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума;
8) правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, депо, пунктов оборота, домов отдыха структурного подразделения Дирекции;
9) места, выделенные для курения на территории структурного подразделения Дирекции;
10) места хранения на электропоезде СИЗ, аптечки, первичных средств пожаротушения, инструмента, сигнальных принадлежностей;
11) перечень состояний и мероприятий, при которых оказывается первая помощь пострадавшим;
12) способы оказания первой помощи пострадавшим;
13) места хранения на электропоезде аварийного оборудования, аварийных устройств и правила их использования;
14) порядок действий в случае пожара на электропоезде, порядок эвакуации пассажиров из электропоезда и правила пользования первичными средствами пожаротушения;
15) требования настоящей Инструкции.
1.14. В процессе работы машинист (помощник машиниста) обязан:
1) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
2) руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
3) использовать специальную одежду (далее - спецодежда), специальную обувь (далее - спецобувь) и другие СИЗ;
4) выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих надписей и знаков безопасности;
5) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья;
6) соблюдать требования настоящей Инструкции и других нормативных документов по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности, устанавливающие требования к выполняемой ими работе.
1.15. При исполнении служебных обязанностей машинист (помощник машиниста) должен быть в форменной одежде, а при проведении маневровых работ, осмотра и технического обслуживания электропоезда для защиты от загрязнений и иных производственных факторов обязан использовать СИЗ.
1.16. Машинисту (помощнику машиниста) выдается следующая спецодежда, спецобувь и другие СИЗ.
1) костюм для защиты от общих производственных загрязнений;
2) обувь специальная кожаная и из других материалов для защиты от механических воздействий (ударов, проколов, порезов) и общих производственных загрязнений;
3) рукавицы или перчатки с полимерным покрытием;
5) жилет сигнальный 2 класса защиты.
Дополнительно, для работы в зимнее время выдается:
6) костюм для защиты от пониженных температур;
8) рукавицы утепленные или перчатки утепленные;
9) обувь специальная кожаная для защиты от пониженных температур.
Дополнительно при выполнении работ на тоннельных участках - противогазом фильтрующим или самоспасателем изолирующим (СПИ-20) или иным средством индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
1.17. Машинист (помощник машинист) должен знать и соблюдать требования личной гигиены.
Личную одежду машинист (помощник машиниста) должны хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в специально предназначенных для этого шкафах в помещениях гардеробных.
Машинист (помощник машиниста) должны следить за чистотой и исправностью спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также содержать места для их хранения в чистоте и порядке.
1.18. В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья машиниста (помощника машиниста) при стоянке электропоезда на станции, в депо (пункте оборота), машинист (помощник машиниста) обязан оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, дежурному по станции, дежурному по депо (пункту оборота).
В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья машиниста (помощника машиниста) в пути следования, машинист (помощник машиниста) обязан остановить электропоезд и сообщить о случившемся начальнику поезда, инженеру I категории (по обслуживанию подвижного состава) (далее - инженер I категории) (при наличии), поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, дежурному по депо и приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.
При внезапно возникшем недомогании в пути следования машинист, работающий без помощника машиниста, обязан сообщить о случившемся начальнику поезда, инженеру I категории (при наличии) поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, дежурному по депо.
1.19. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья, вследствие нарушения требований охраны труда, настоящей Инструкции, являющихся предпосылкой к транспортному происшествию, машинист (помощник машиниста) обязан немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, диспетчеру Дирекции, дежурному по депо и руководителю подразделения Дирекции и вправе отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При выявлении нарушений требований охраны труда на производственном участке структурного подразделения машинисту (помощника машиниста) необходимо делать записи в ведомости несоответствий Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П) в установленном порядке.
1.19. На территории станции, структурного подразделения Дирекции, при следовании к месту приемки электропоезда машинист (помощника машиниста) обязан следить за передвижением подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта, выполнять требования знаков, указателей, надписей и сигнализации, проходить по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход".
Запрещается находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.
1.20. При нахождении на железнодорожных путях станции, перегонов и предприятий машинист (помощник машиниста) обязан соблюдать следующие требования безопасности:
1) быть в сигнальном жилете со световозвращающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к структурному подразделению Дирекции;
2) обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки и выполнять их требования;
3) проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход";
4) при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;
5) переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;
6) при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов.
Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед подъемом и при спуске с площадки следует предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава.
При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода - нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с электропоезда;
7) обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива, электропоезда);
8) проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;
9) оказавшись на пути следования подвижного состава, следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;
10) при выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы;
11) при нахождении работников на путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному пути);
12) при приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися поездами по соседним путям необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.
1.21. При нахождении на железнодорожных путях машинисту (помощнику машиниста) запрещается:
1) находиться и передвигаться внутри колеи пути;
2) переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;
3) запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;
4) подлезать под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;
5) переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;
6) располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;
7) находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;
8) становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители, заземление рельсовой нити и другие напольные устройства;
9) пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видеоплеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности.
1.22. В целях соблюдения требований электробезопасности машинисту (помощнику машиниста) при нахождении на территории, в цехах и помещениях станции, депо (пункта оборота) запрещается:
1) наступать на электрические кабели и провода;
2) открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;
3) приближаться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линий электропередач (далее - ВЛ);
4) касаться доступных токоведущих частей электроприборов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;
5) заходить за защитные ограждения электрооборудования;
6) прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций;
7) касаться опор контактной сети, ВЛ и спусков заземления на данных опорах.
Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м. При этом необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся дежурному по депо, поездному диспетчеру, дежурному по станции, энергодиспетчеру и далее действовать по их указанию.
Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.
1.23. Машинист (помощник машиниста) обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
1) не провозить посторонние предметы, горючие или легковоспламеняющиеся вещества в кабине управления электропоезда;
2) содержать в чистоте кабину управления электропоезда;
3) уметь пользоваться средствами и установками пожаротушения, используемые на подвижном составе;
4) контролировать исправное состояние системы пожарной сигнализации и средств пожаротушения, используемых на электропоезде.
1.24. Машинисту (помощнику машиниста) запрещается:
1) курение в неустановленных местах, в том числе электронных сигарет;
2) использование открытого огня в кабине управления и других помещениях электропоезда;
3) складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, светильников и бытовых электроприборов;
4) приступать к выполнению работы без прохождения в установленном порядке инструктажей по охране труда, очередной проверки знаний требований охраны труда и проверки знаний Правил работы в электроустановках, очередной проверки знаний в объеме пожарно-технического минимума;
5) приступать к выполнению работы, не связанной с их прямыми обязанностями, без получения целевого инструктажа о безопасных методах выполнения поручаемой работы;
6) приступать к выполнению работы без СИЗ, применение которых оговорено соответствующими инструкциями, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными СИЗ или с истекшим сроком их испытаний;
7) работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;
8) снимать ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;
9) заходить за ограждения опасных мест;
10) чистить и смазывать механизмы во время их работы;
11) принимать для перевозки какие-либо посторонние вещи, предметы, конверты от посторонних лиц, не связанных с осуществлением производственной деятельности;
12) пользоваться мобильной сотовой связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание локомотивной бригады от выполнения своих прямых обязанностей;
13) подниматься на крышу электропоезда;
1.25. Помощник машиниста может покидать кабину электропоезда только с разрешения машиниста.
1.26. Машинист электропоезда должен осуществлять контроль соблюдения требований охраны труда, пожарной и электробезопасности помощником машиниста.
1.27. Машинисту (помощнику машиниста) запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Работники, обнаруженные в таком состоянии, отстраняются от работы (не допускаются к работе) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.28. Машинист (помощник машиниста) должен лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции.
1.29. Машинист (помощник машиниста), не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875