4.2. Действия работников при возникновении аварии или аварийной ситуации

4.2. Действия работников при возникновении аварии или аварийной ситуации:

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и здоровью себе или людям и покинуть опасную зону;

сообщить о случившемся машинисту локомотива и непосредственному руководителю, далее выполнять его указания;

при возможности принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации или оградить опасную зону с целью предупреждения несчастных случаев. В случае пожара действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся аптечку для оказания первой помощи и подручные средства при возможности и необходимости;

при возможности принять меры к организации отправки пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место происшествия медицинских работников;

принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до начала расследования, если это не мешает движению подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью людей. В случае невозможности сохранения обстановки ее необходимо зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи.

4.2.1. При обнаружении задымления, появлении специфического запаха продуктов горения или открытого огня работники должны действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности.

4.2.2. При саморасцепе транспортируемого подвижного состава или вагона сопровождения от локомотива или от хозяйственного поезда работники должны сообщить машинисту локомотива и непосредственному руководителю о происшествии и следовать его указаниям.

4.2.3. Работники при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, проводов ВЛ, а также свисающих с них посторонних предметов должны:

сообщить о случившемся машинисту локомотива или непосредственному руководителю для передачи информации на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру;

оградить место обрыва проводов любыми подручными средствами и не допускать людей к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м (до прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения);

оградить место происшествия сигналами остановки как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят из габарита приближения строений к железнодорожному пути и могут быть задеты при проходе подвижного состава.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), следует выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.4. При падении оборванного провода контактной сети или ВЛ на корпус вагона сопровождения или транспортируемый подвижной состав (при нахождении работников внутри) запрещается его покидать до устранения аварийной ситуации. Необходимо быть готовым к устранению возможных загораний. Если работники в этот момент находились снаружи вагона сопровождения или транспортируемого подвижного состава, то необходимо отойти от него, как от лежащего на земле оборванного провода. О создавшемся положении необходимо сообщить непосредственному руководителю, энергодиспетчеру и машинисту локомотива. После прибытия работников района контактной сети, отключения и заземления контактной подвески разрешено подняться в вагон сопровождения или в транспортируемый подвижной состав (при транспортировании своим ходом).

Если произошло загорание, а ликвидировать его не представляется возможным, то необходимо покинуть вагон сопровождения или транспортируемый подвижной состав (при транспортировании своим ходом), соблюдая следующие рекомендации:

спуститься до нижней ступеньки (подножки);

спрыгнуть на землю лицом вперед, не допуская одновременного касания земли и корпуса вагона сопровождения или транспортируемого подвижного состава. Так как существует опасность попадания в зону "шаговых напряжений", при приземлении необходимо сохранить равновесие, а ноги расположить вместе. Если удержать равновесие не представляется возможным, то его необходимо восстановить с помощью прыжков с ноги на ногу;

покинуть зону "шаговых напряжений", соблюдая меры безопасности, изложенные в подпункте 4.2.3 Инструкции.

4.2.5. При сходе с рельсов подвижного состава работники на месте аварии должны:

сообщить о происшествии непосредственному руководителю;

сообщить место происшествия (километр пути, пикет);

сообщить о наличии пострадавших;

сообщить о расположении, степени повреждения подвижного состава, в том числе транспортируемого подвижного состава;

сообщить о наличии габарита по смежному пути;

сообщить о состоянии контактной сети;

охарактеризовать место происшествия (откос, болотистая местность и т.д.);

не допускать к месту происшествия посторонних лиц;

оградить место происшествия согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Запрещается разведение открытого огня, курение и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.2.6. Если при нахождении на железнодорожных путях работник оказался между движущимися по смежным путям подвижными составами, то он должен присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться в этом положении проследования или остановки подвижного состава по одному из путей.

4.2.7. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться:

Регламентом взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 12 декабря 2017 г. N 2580р, при транспортировании своим ходом;

Регламентом действий работников структурных подразделений ОАО "РЖД" при получении информации о травмировании граждан, не связанных с производством, подвижным составом, утвержденным ОАО "РЖД" 29 мая 2015 г. N 290, при транспортировании своим ходом.