к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие туризма"
Список изменяющих документов
(введены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2025 N 473)
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения в 2025 - 2027 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению юридическим лицам (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) (далее - юридические лица) и (или) индивидуальным предпринимателям средств из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат на приобретение и монтаж модульных некапитальных средств размещения при реализации инвестиционных проектов, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения" национального проекта "Туризм и гостеприимство" (далее - субсидии).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"автомобильный туристский маршрут" - путь следования туристов на автомобиле, автобусе, автодоме, мототехнике, проходящий по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения и их участкам, включающий посещение и (или) использование туристами объектов туристских ресурсов и (или) туристской индустрии;
"заявка" - направляемое высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (либо иным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации) в Министерство экономического развития Российской Федерации обращение об участии в конкурсном отборе, содержащее сведения об инвестиционном проекте;
"инвестиционный проект" - ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающий создание (приобретение, монтаж, подведение соответствующей обеспечивающей инфраструктуры) юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями модульных некапитальных средств размещения и условия для их последующей круглогодичной эксплуатации в целях предоставления туристских услуг и (или) увеличения объемов существующего производства туристских услуг в целях оказания услуг средств размещения и (или) увеличения объемов оказываемых услуг средств размещения;
"конкурсный отбор" - отбор субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается реализация инвестиционных проектов, направивших в Министерство экономического развития Российской Федерации заявку в целях получения субсидии;
"модульное некапитальное средство размещения" - быстровозводимая конструкция заводского производства, в том числе контейнерного типа, за исключением глэмпингов и кемпингов, оборудованная для круглогодичного комфортного и безопасного пребывания туристов и оснащенная индивидуальным туалетом, умывальником, душем, а также имеющая общую площадь не менее 15 кв. метров, без учета площади санузла;
"соглашение" - соглашение о предоставлении субсидии, заключаемое между субъектом Российской Федерации в лице высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования субсидий).
3. В случае реализации инвестиционного проекта на территориях Дальневосточного федерального округа, Арктической зоны Российской Федерации и в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, допускается возведение модульного некапитального средства размещения незаводского производства.
4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - лимиты бюджетных обязательств).
Размер субсидии не может составлять более 1,5 млн. рублей на один номер (одна или несколько жилых комнат и (или) помещений, соединенных между собой и оснащенных индивидуальным туалетом, умывальником и душем) в модульном некапитальном средстве размещения и более 50 процентов стоимости инвестиционного проекта.
Условием предоставления субсидии является эксплуатация прошедшими конкурсный отбор юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями модульных некапитальных средств размещения не менее 10 лет с даты ввода в эксплуатацию.
5. Субъект Российской Федерации вправе предоставить дополнительные средства из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение или возмещение затрат юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям на реализацию инвестиционных проектов.
6. Результатом использования субсидии является количество номеров во введенных в эксплуатацию модульных некапитальных средствах размещения.
Подтверждением факта ввода в эксплуатацию модульного некапитального средства размещения является наличие документов, подтверждающих его приобретение, монтаж и подведение к нему соответствующей обеспечивающей инфраструктуры.
7. Предельный размер субсидии одному субъекту Российской Федерации на реализацию инвестиционных проектов составляет не более 10 процентов общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству экономического развития Российской Федерации в 2025 - 2027 годах на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Субъект Российской Федерации вправе установить актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации дополнительные требования к инвестиционным проектам, не противоречащие настоящим Правилам.
8. Конкурсный отбор проводится в сроки, установленные в извещении о его проведении, с целью отбора субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется реализация инвестиционных проектов в 2025 - 2027 годах.
Извещение о проведении конкурсного отбора, содержащее сроки, порядок и условия его проведения, размещается Министерством экономического развития Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации либо иной исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации в сроки, указанные в извещении о проведении конкурсного отбора, по почте заказным почтовым отправлением (с описью вложения) на бумажном носителе или в электронном виде посредством системы межведомственного электронного документооборота заявку с приложением документов по перечню согласно приложению N 1 (далее - перечень документов) и сведений об инвестиционном проекте согласно приложению N 2.
Субъект Российской Федерации осуществляет предварительный анализ инвестиционных проектов на предмет их соответствия настоящим Правилам, в том числе в части минимальных габаритов и площадей помещений, доступности для маломобильных групп населения, материалов строительства, противопожарных и дополнительных требований, установленных в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. По результатам предварительного анализа субъектом Российской Федерации формируется и прилагается к заявке перечень инвестиционных проектов, которые не соответствуют указанным требованиям и в отношении которых принято решение об отказе в участии в конкурсном отборе (с указанием причин отказа).
Субъект Российской Федерации вправе подать неограниченное количество заявок.
10. Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок проверяет заявки в порядке очередности их поступления на предмет соответствия перечню документов.
По итогу рассмотрения заявок Министерство экономического развития Российской Федерации принимает одно из следующих решений:
об отклонении заявки в связи с ее поступлением в Министерство экономического развития Российской Федерации после даты окончания приема заявок и (или) несоответствием документов, представленных в составе заявки, перечню документов;
о направлении заявки, соответствующей требованиям настоящих Правил, в комиссию по вопросам предоставления субсидий, состав которой и положение о которой утверждает Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - комиссия).
11. Комиссия в срок до 15 рабочих дней со дня поступления заявок от Министерства экономического развития Российской Федерации, указанных в пункте 10 настоящих Правил, проводит в 2 этапа оценку инвестиционных проектов на основе сведений, содержащихся в приложении N 2 к настоящим Правилам.
На первом этапе оцениваются инвестиционные проекты по 4 приоритетным направлениям с общим объемом потребности субсидии в размере 65 процентов лимитов бюджетных обязательств, из которых:
5 процентных пунктов приходится на реализацию инвестиционных проектов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
30 процентных пунктов приходится на реализацию инвестиционных проектов на территориях особых экономических зон туристско-рекреационного типа;
15 процентных пунктов приходится на реализацию инвестиционных проектов на особо охраняемых природных территориях и (или) в их охранных зонах. В случае реализации инвестиционных проектов на территории национального парка - при условии включения таких сведений в утвержденный план рекреационной деятельности соответствующего национального парка;
15 процентных пунктов приходится на реализацию инвестиционных проектов вблизи приоритетных автомобильных туристских маршрутов, проходящих по участкам одной или нескольких автомобильных дорог федерального значения М-4 "Дон", М-8 "Холмогоры", М-11 "Нева" и М-12 "Восток".
Оценка инвестиционных проектов по каждому приоритетному направлению осуществляется в соответствии с критериями согласно приложению N 3.
В случае если по 2 и более инвестиционным проектам набирается одинаковое количество баллов, приоритетным считается инвестиционный проект, в рамках которого ниже потребность в субсидии в расчете на один номер. Если по 2 и более инвестиционным проектам совпадают оценка по указанным критериям и размер потребности субсидии в расчете на один номер, приоритетным считается инвестиционный проект, сведения о котором содержатся в заявке, поступившей в Министерство экономического развития Российской Федерации в более ранний срок.
По результатам проведенной оценки комиссией составляется ранжированный перечень инвестиционных проектов по каждому приоритетному направлению. Средства субсидии в рамках каждого приоритетного направления распределяются по инвестиционным проектам, начиная с инвестиционного проекта с наивысшей оценкой и до исчерпания лимитов, определенных в соответствии с абзацами вторым - шестым настоящего пункта.
Инвестиционные проекты, которые не включены в приоритетное направление в связи с исчерпанием указанных лимитов, оцениваются на втором этапе. Если по итогам первого этапа остаются неиспользованные остатки лимитов, определенные по приоритетным направлениям, эти средства используются на распределение субсидии в рамках второго этапа.
На втором этапе проводится оценка инвестиционных проектов на основе сведений, предусмотренных приложением N 2 к настоящим Правилам, которые не оценивались на первом этапе. Объем субсидии, доступный для распределения на втором этапе, определяется как разность лимитов бюджетных обязательств и объема субсидии, распределенного на первом этапе.
Оценка инвестиционных проектов на втором этапе осуществляется в соответствии с критериями, предусмотренными приложением N 3 к настоящим Правилам.
По результатам проведенной оценки комиссией составляется ранжированный перечень инвестиционных проектов второго этапа. Средства субсидии распределяются по инвестиционным проектам, начиная с инвестиционного проекта с наивысшей оценкой и до исчерпания лимитов, которые определяются как разность лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства экономического развития Российской Федерации, и объема субсидии, распределенного на первом этапе.
В случае если по 2 и более инвестиционным проектам набирается одинаковое количество баллов, приоритетным считается инвестиционный проект, в рамках которого ниже потребность в субсидии в расчете на один номер. Если по 2 и более инвестиционным проектам совпадают оценка по критериям, предусмотренным приложением N 3 к настоящим Правилам, и размер потребности субсидии в расчете на один номер, приоритетным считается инвестиционный проект, сведения о котором содержатся в заявке, поступившей в Министерство экономического развития Российской Федерации в более ранний срок.
Если у субъекта (субъектов) Российской Федерации объем невостребованных средств субсидии в 2023 - 2024 годах (в том числе возвращенных в доход бюджета Российской Федерации и невостребованных в результате отказов получателей субсидии от реализации инвестиционных проектов) составляет 20 процентов включительно и более общего объема предоставленной субсидии на 1 января соответствующего финансового года, при оценке инвестиционных проектов, входящих в состав заявки такого субъекта Российской Федерации, сумма баллов по каждому инвестиционному проекту уменьшается на 2 балла (не распространяется на случаи, указанные в пункте 20 Правил формирования субсидий).
В случае если при оценке инвестиционного проекта невозможно установить его соответствие критериям, предусмотренным приложением N 3 к настоящим Правилам, комиссия запрашивает у субъекта Российской Федерации дополнительные документы и иные подтверждающие материалы в дополнительный срок до 5 рабочих дней.
По итогам оценки инвестиционных проектов на первом и втором этапах комиссией составляется и утверждается единый перечень отобранных проектов в разбивке по субъектам Российской Федерации на 2025 - 2027 годы с указанием размера субсидии, объема номерного фонда и оценки в баллах. Указанное решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии.
12. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации в соответствующем финансовом году (Si), определяется по формуле:
Sum - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на предоставление субсидии;
Pi - общий объем расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, определенный по результатам конкурсного отбора;
Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидии;
n - количество субъектов Российской Федерации, которым по результатам конкурсного отбора могут быть предоставлены субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации.
Возмещение затрат юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей на создание модульных некапитальных средств размещения при реализации инвестиционных проектов, поддержанных по итогам их оценки на первом и втором этапах и утвержденных решением комиссии, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения" национального проекта "Туризм и гостеприимство", возможно в отношении затрат, понесенных с 1 января 2025 г.
13. Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня подписания комиссией протокола заседания комиссии уведомляет о принятом решении субъекты Российской Федерации, от которых поступили заявки.
14. Субъекты Российской Федерации до 1 июня текущего финансового года вправе:
а) перераспределить невостребованные средства субсидии в объеме не более 10 процентов общего объема невостребованных средств в финансовом году в целях предоставления дополнительного финансового обеспечения иному инвестиционному проекту, прошедшему конкурсный отбор. При этом результат использования субсидии должен быть увеличен на объем номерного фонда, соответствующий объему перераспределяемых средств либо более этого объема (без ухудшения установленного результата использования субсидии по субъекту Российской Федерации);
б) представить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения по предоставлению субсидии на реализацию инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, в случае если субсидия не была предоставлена субъектам Российской Федерации в 2025 - 2027 годах, при условии наличия нераспределенного остатка лимита бюджетных обязательств, доведенных до Министерства экономического развития Российской Федерации (информация о готовности реализации инвестиционного проекта в 2025 - 2027 годах (в разбивке по годам) должна содержаться в заявке на момент ее подачи в Министерство экономического развития Российской Федерации).
15. В случае принятия решения о перераспределении средств субсидии либо наличия потребности в предоставлении субсидии в 2026 - 2027 годах в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (либо иным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации) в Министерство экономического развития Российской Федерации направляется соответствующее уведомление (с приложением подтверждающих документов), содержащее в том числе:
а) информацию об инвестиционных проектах, в отношении которых принято решение о высвобождении субсидии, с указанием точного объема, обоснования высвобождения средств и параметров корректировки результата использования субсидии;
б) информацию об инвестиционных проектах, в отношении которых субъектом Российской Федерации принято решение о предоставлении субсидии, дополнительном финансовом обеспечении и параметрах корректировки результата использования субсидии;
в) заявки с предложениями о предоставлении субсидии в 2026 - 2027 годах.
16. Высвобождаемые средства субсидии, не перераспределенные субъектами Российской Федерации, а также неиспользованные остатки лимитов бюджетных обязательств в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов в иных субъектах Российской Федерации с учетом предварительного согласования президиумом Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации без проведения конкурсного отбора в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
17. Субсидии предоставляются при соблюдении условий, установленных пунктом 8 Правил формирования субсидий.
18. Критериями отбора субъектов Российской Федерации являются:
а) наличие обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя по временному размещению и обеспечению временного проживания туристов в создаваемых за счет средств субсидии модульных некапитальных средствах размещения в течение не менее 3 лет с даты ввода в эксплуатацию номеров в модульных некапитальных средствах размещения;
б) вид разрешенного использования и категория земельного участка соответствуют целевому назначению средств субсидии (за исключением земельных участков, входящих в состав территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа).
19. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
20. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, и уполномоченными органами государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством.
21. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство экономического развития Российской Федерации сведений возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
Ответственность и контроль за реализацией инвестиционных проектов, в том числе за достижением установленных результатов в субъектах Российской Федерации, а также за соблюдением требований пожарной и технической безопасности реализации инвестиционных проектов возлагаются на субъект Российской Федерации.
22. Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет мониторинг реализации инвестиционных проектов посредством сопоставления фактических и планируемых значений результата использования субсидии, предусмотренных соглашением.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации путем сравнения установленного соглашением планового значения результата использования субсидии и фактически достигнутого значения результата использования субсидии.
23. Уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительные органы субъекта Российской Федерации размещают в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчетность о достижении значений результата использования субсидии.
24. Министерство экономического развития Российской Федерации вправе устанавливать в соглашении сроки и формы представления дополнительной отчетности.
25. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
26. В случае нарушения субъектом Российской Федерации целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
27. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств по достижению значения результата использования субсидии, предусмотренного соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности определяются в соответствии с пунктами 16 - 18 и 21 Правил формирования субсидий.
- Приложение N 1. Перечень документов, прилагаемых к заявке субъекта Российской Федерации на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается реализация инвестиционных проектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по созданию модульных некапитальных средств размещения
- Приложение N 2. Сведения об инвестиционном проекте юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по созданию модульных некапитальных средств размещения для участия в конкурсном отборе
- Приложение N 3. Критерии оценки инвестиционных проектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по созданию модульных некапитальных средств размещения
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
