Утвержден

приказом Минтранса России

от 30 ноября 2021 г. N 423

ПЕРЕЧЕНЬ
ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минтранса России от 10.07.2023 N 246,

от 30.10.2024 N 383, от 06.10.2025 N 317)

1. Выявление трех и более авиационных инцидентов, связанных с деятельностью контролируемого лица, в течение 90 календарных дней со дня фиксации первого авиационного инцидента по одному из следующих объектов контроля:

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.10.2024 N 383)

(см. текст в предыдущей редакции)

деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;

деятельность по использованию воздушного пространства;

деятельность по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;

деятельность по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

деятельность по выполнению авиационных работ.

2. Выявление трех и более авиационных инцидентов, связанных с деятельностью оператора аэродрома, вертодрома или владельца посадочной площадки, предназначенной для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в течение 90 календарных дней со дня фиксации первого авиационного инцидента.

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.10.2024 N 383)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Выявление пяти фактов отмены рейса либо переноса сроков вылета рейса более чем на шесть часов по причине технической неисправности гражданского воздушного судна эксплуатантом (авиационным предприятием), осуществившим более 100 рейсов, в течение 90 календарных дней со дня фиксации первого факта такой (такого) отмены или переноса.

(п. 3 введен Приказом Минтранса России от 10.07.2023 N 246)

4. Выявление фактов возврата гражданского воздушного судна по причине его технической неисправности на место стоянки гражданского воздушного судна до момента окончания его взлета в количестве равном 30 процентам от количества гражданских воздушных судов, указанных в сертификате эксплуатанта, в течение 180 календарных дней со дня фиксации первого факта такого возврата данного гражданского воздушного судна или другого гражданского воздушного судна одного эксплуатанта.

(п. 4 в ред. Приказа Минтранса России от 06.10.2025 N 317)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выявление трех и более фактов превышения количества отказов авиационной техники одного типа либо частей гражданского воздушного судна, не повлекших авиационных происшествий, по отношению к количеству таких отказов, установленному разработчиком в соответствии с нормами летной годности <1>, по итогам двенадцати месяцев со дня фиксации такого (такого) отказа или переноса.

(п. 5 введен Приказом Минтранса России от 10.07.2023 N 246)

--------------------------------

<1> Пункт 2 статьи 35 Воздушного кодекса Российской Федерации.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 10.07.2023 N 246)

6. Выявление авиационного происшествия и (или) инцидента, связанного с выкатыванием гражданского воздушного судна за пределы взлетно-посадочной полосы по причине действия (бездействия) оператора аэродрома, и (или) владельца посадочной площадки, и (или) эксплуатанта, и (или) юридических лиц, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

(п. 6 введен Приказом Минтранса России от 30.10.2024 N 383)

7. Выявление одного и более факторов опасности и (или) риска для безопасности полетов <2>, связанных с поступлением информации о произошедших авиационных событиях с участием лица, прошедшего обучение в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в течение 12 месяцев со дня выдачи документа, подтверждающего прохождение такого обучения.

(п. 7 введен Приказом Минтранса России от 06.10.2025 N 317)

--------------------------------

<2> Абзац пятый пункта 2 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2022 г. N 642 (далее - Правила N 642). В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2022 г. N 642 Правила N 642 действуют до 1 сентября 2028 г.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 06.10.2025 N 317)

8. Выявление одного и более факторов опасности и рисков для безопасности полетов гражданских воздушных судов, связанных с деятельностью юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ (далее - организация по техническому обслуживанию), в течение 12 месяцев со дня внесения изменений в приложение к документу, подтверждающему соответствие организации по техническому обслуживанию требованиям федеральных авиационных правил <3>, в части дополнения перечня работ по техническому обслуживанию, которые выполняет данная организация по техническому обслуживанию, новой категорией или видом работ по техническому обслуживанию.

(п. 8 введен Приказом Минтранса России от 06.10.2025 N 317)

--------------------------------

<3> Пункт 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, глава IV приложения N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2024 г. N 367 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. Часть 145" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2024 г., регистрационный N 80413). В соответствии с пунктом 4 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2024 г. N 367 данный акт действует до 1 марта 2031 г.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 06.10.2025 N 317)