См. Программу на 2023 год.

I. Анализ текущего состояния осуществления надзора за оборотом древесины, описание текущего развития профилактической деятельности Рослесхоза и его территориальных органов, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

I. Анализ текущего состояния осуществления

надзора за оборотом древесины, описание текущего

развития профилактической деятельности Рослесхоза и его

территориальных органов, характеристика проблем, на решение

которых направлена программа профилактики

Изменения в лесном законодательстве на протяжении многих лет не касались регулирования деятельности лиц, использующих леса в отношении заготовленной ими древесины. Лишь в 2013 году был принят Федеральный закон от 28.12.2013 N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым введены требования по учету древесины в государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней.

Как показала практика, указанных шагов оказалось недостаточно. По данным субъектов Российской Федерации объем незаконно заготовленной древесины за последние три года составил в среднем 1,1 млн куб. м.

Контрафактная древесина при попадании на рынок формирует неконкурентные условия для аналогичной продукции, которая заготовлена и произведена при соблюдении законодательства (плата за использование лесов, налоги). Попадание контрафактной древесины в экспортные партии несет кроме экономических рисков значительные репутационные риски, что снижает конкурентоспособность всей древесины и продукции из нее, поступающей из России. Все вышеуказанное требует формирование современной системы надзора за оборотом древесины - от заготовки до переработки/реализации на экспорт.

Основные требования в указанном направлении сформулированы в Перечне поручений по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, утвержденном Президентом Российской Федерации 06.11.2020 N Пр-1816, во исполнение которых принят Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений".

Одним из ключевых изменений в соответствии с указанным законом является дополнение Лесного кодекса Российской Федерации статьей 96.2, предусматривающей новый вид федерального надзора - надзор за оборотом древесины.

Надзор за оборотом древесины предназначен для предупреждения, выявления и пресечения нарушений в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними. Введение нового вида надзора приведет к снижению рисков возникновения незаконной заготовки древесины и предотвращению оборота контрафактной древесины и продукции из нее.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Правительства РФ N 1099 от 30.06.2021, а не от 30.07.2021.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 N 1099 утверждено Положение о надзоре за оборотом древесины, согласно которому он осуществляется Рослесхозом, его территориальными органами и подведомственными ему государственными учреждениями.

При осуществлении надзора за оборотом древесины планируется комплекс профилактических мероприятий (консультирование; самообследование; профилактический визит; информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения).

В арсенал "нового" вида надзора включены также следующие "инструменты" (контрольно-надзорные мероприятия): наблюдение за соблюдением обязательных требований; рейдовый осмотр; инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка; контрольная закупка.

При планировании проверок применяется риск-ориентированный подход - это новое требование Закона N 248-ФЗ (высокий риск - проверки 1 раз в 3 года, средний риск - 1 раз в 5 лет, низкий риск - плановые проверки не проводятся).

В рамках оценки текущего состояния осуществления надзора применимо использование информации о реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 415-ФЗ, в части внесения сведений в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - ЛесЕГАИС) и нарушения требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.

В ЛесЕГАИС в 2021 году внесены сведения о более чем 566 тысячах сделок, для вывоза из Российской Федерации внесены сведения о породе, сортименте и объему 585,6 тыс. куб. метров маркированной древесины дуба, бука и ясеня. В ЛесЕГАИС внесены сведения о 57 тысячах мест (пунктов) складирования древесины.

В 2021 году органами управления лесами возбуждено 11 592 дел об административных правонарушениях, в том числе должностными лицами Рослесхоза и Департаментов - 11 336 дел.

Наложено штрафов по протоколам об административных правонарушениях, составленным должностными лицами Рослесхоза и Департаментов в размере 118 511 тыс. рублей.

Вместе с тем за период с 01 июля 2021 года по 1 октября 2021 года Департаментами в рамках надзора за оборотом древесины проведено 35 профилактических визитов и 5 внеплановых выездных проверок, по итогам которых вынесено 2 предписания.

Для информирования контролируемых лиц Рослесхозом функционирует интернет-ресурс (https://rosleshoz.gov.ru/activity/forest_transportation), в котором размещена нормативная база, регламентирующая осуществление надзора за оборотом древесины, и перечень контролируемых лиц при осуществлении надзора за оборотом древесины по категориям риска причинения вреда (ущерба), в дальнейшем будет проведена работа по обзорам изменений законодательства в сфере надзора за оборотом древесины.

В целях предупреждения выявляемых нарушений Рослесхозом и Департаментами в 2021 году были организованы и (или) проведены следующие мероприятия:

- консультации, круглые столы, селекторные совещания;

- осуществлено информирование контролируемых лиц о планируемых и проведенных профилактических визитах и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий путем включения соответствующих сведений в единый реестр проверок https://proverki.gov.ru/;

- сформированы проекты планов проверок на 2022 год и направлены в органы прокуратуры на согласование в едином реестре проверок https://proverki.gov.ru/.

В настоящее время ведется активная работа по изданию нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ и Законом N 248-ФЗ, в целях реализации надзора за оборотом древесины. Профилактика заключается в повышении информированности контролируемых лиц о соблюдении норм законодательства в сфере надзора за оборотом древесины.

Доклад, содержащий результаты правоприменительной практики, связанной с осуществлением надзора за оборотом древесины будет подготовлен по итогам работы Рослесхоза за 2021 год в соответствии с требованиями Закона N 248-ФЗ и Положения о надзоре за оборотом древесины.