Настоящие информационные материалы по оценке эффективности программ и проектов, реализуемых некоммерческими организациями в социальной сфере, разработаны во исполнение пункта 4 Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2022 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 13 июля 2021 г. N 7393п-П44, для использования субъектами Российской Федерации.
По определению Группы Организации Объединенных Наций по оценке оценка представляет собой как можно более систематически и беспристрастно проводимый анализ вида деятельности, проекта, программы, стратегии, политики, вопроса, темы, сектора, оперативной области или институциональной результативности <1>. Оценка должна обеспечивать получение достоверной, полезной и основанной на фактах информации, которая создает благоприятную среду для своевременного учета полученных в ходе оценки сведений, рекомендаций и уроков по итогам оценки в процессах принятия решений организациями и заинтересованными сторонами.
--------------------------------
<1> Группа Организации Объединенных Наций по оценке. Нормы и стандарты оценок. Нью Йорк, ГООНО. - 2016. - С. 10.
Программа (экономическая, социальная) - совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы <2>.
--------------------------------
<2> Терминологический словарь-справочник: экономика, маркетинг, менеджмент. Н - Я. (2017). Россия: ЛитРес.
Проект - ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникального продукта или услуги; любая деятельность, имеющая четко определенную отправную точку и цели, достижение которых означает завершение деятельности <3>.
--------------------------------
<3> Малицкая Е.П., Михайлова М.Е., Паршуткина Д. Мониторинг и оценка деятельности социально ориентированных НКО//URL:http://www.kdobru.ru/materials/Мониторинг%20и%20оценка%20деятельности%20СО%20НКО_Малицкая.Е.П.pdf. - 2012. - С. 10.
Несмотря на то, что и программа, и проект направлены на достижение запланированного конкретного результата заранее определенным способом при использовании установленного инструментария и в условиях ограниченных ресурсов при необходимости соблюдения сроков исполнения, программа более широкомасштабна и может состоять из нескольких проектов.
Таким образом, оценка программ и проектов представляет собой систематический сбор информации о деятельности в рамках программ и проектов, их характеристиках и результатах.
Оценка программ и проектов позволяет определить их востребованность, результативность и эффективность, а также устойчивость социального эффекта, достигнутого по итогам реализации программ и проектов.
Наравне с оценкой выделяют такой вид деятельности, также основанный на сборе и анализе информации о ходе и результатах программ и проектов, как мониторинг программ и проектов. Мониторинг является систематической деятельностью, направленной на отслеживание хода и результатов программ и проектов на основании планомерного измерения ряда показателей (индикаторов) <4>, при этом мониторинг, будучи неотъемлемой частью программ и проектов, в большинстве случаев проводится задействованными в них специалистами и представляет собой форму внутреннего контроля исполнения хода программ и проектов.
--------------------------------
<4> Малицкая Е.П., Михайлова М.Е., Паршуткина Д. Мониторинг и оценка деятельности социально ориентированных НКО//URL:http://www.kdobru.ru/materials/Мониторинг%20и%20оценка%20деятельности%20СО%20НКО_Малицкая.Е.П.pdf. - 2012. - С. 40.
Ключевые отличия мониторинга от оценки состоят в том, что мониторинг базируется на измерении определенных на этапе планирования показателей (индикаторов), проводится непрерывно преимущественно исполнителями программы или проекта, фокусируется на отслеживании текущей ситуации, не ставя перед собой задачу подробного анализа причинно-следственных связей.
Важно отметить, что оценка частично основывается на результатах мониторинга, а оба эти процесса являются взаимодополняемыми элементами системы изучения и анализа результатов программ и проектов.
Необходимо также разграничить понятия контроля и аудита, которые нередко воспринимают за процедуры, способные заменить мониторинг и оценку.
Контроль подразумевает внутренний надзор организации за исполнением сроков и продолжительностью работ, качеством услуг, выполнением запланированных решений, бюджетом как организации, так и программ и проектов.
В свою очередь, аудит - это независимая объективная контрольная и консалтинговая деятельность, направленная на повышение ценности работы организации и ее совершенствование. В рамках аудита определяется соответствие реальных управленческих практик организации и установленных законодательных нормативов, управленческих, этических и иных норм, критериев, правил и стандартов.
Таким образом, аудит помогает менеджерам лучше управлять и проверяет, выполняются ли нормативные требования. Оценка же изучает то, чем менеджеры управляют, и помогает улучшать практическую деятельность: делать ее более адекватной ситуации, повышать ее результативность, эффективность, согласованность и устойчивость, а также снижать относительные затраты. Аудит отслеживает, как менеджеры работают, и определяет, соответствуют ли системы управления и контроля существующему уровню и видам риска и принятым нормативам и правилам. Оценка определяет, насколько операционная деятельность адекватна реальной ситуации и результативна, являются ли получаемые результаты желательными и насколько они отвечают интересам заинтересованных сторон. Оценка помогает совершенствовать программы, повышая прозрачность, результативность, создаваемую ценность на единицу затрат и степень вовлечения заинтересованных сторон <5>.
--------------------------------
<5> Малицкая Е.П., Михайлова М.Е., Паршуткина Д. Мониторинг и оценка деятельности социально ориентированных НКО//URL:http://www.kdobru.ru/materials/Мониторинг%20и%20оценка%20деятельности%20СО%20НКО_Малицкая.Е.П.pdf. - 2012. - С. 58.
Таблица 1. Сравнительный анализ мониторинга, оценки, контроля и аудита программ (проектов), реализуемых НКО
Оценку программ и проектов принято классифицировать на формирующую и суммирующую. Формирующая оценка проводится на стадии планирования программ и проектов или в ходе их реализации. Суммирующая оценка осуществляется на завершающем этапе реализации программ и проектов или по их завершению.
Формирующая оценка в зависимости от целей ее проведения способствует выявлению потребностей целевой аудитории, определению направлений реализации программ и проектов, помогает измерить уровень прогресса в достижении поставленных целей и задач, оценить процесс функционирования программы (проекта), оценить соотношение затрат (в денежном выражении) и текущих результатов программы (проекта) посредством использования экономических методов.
В свою очередь, суммирующая оценка позволяет выявить устойчивые изменения в жизненной ситуации людей по завершении реализации программ (проектов); определить эффективные технологии, реализация которых приводит к результату; оценить соотношение затрат (в денежном выражении) и результатов программы (проекта) посредством использования экономических методов.
Оценка эффективности программ и проектов, реализуемых некоммерческими организациями (далее - НКО) в социальной сфере, необходима для изучения и анализа достигнутого социального эффекта. Кроме того, такая оценка позволяет выявить и обобщить лучшие практики, рекомендуемые для распространения в некоммерческом секторе и в сфере благотворительной деятельности в том числе.
Настоящие информационные материалы носят рекомендательный характер и могут быть использованы при разработке мер государственной поддержки НКО субъектов Российской Федерации.
- 1. Оказание мер государственной поддержки программ и проектов, реализуемых НКО в социальной сфере в контексте актуальной федеральной и региональной повестки
- 2. Включение расходов на проведение оценки в процессе реализации программ и проектов в проектную документацию
- 3. Проведение внешней оценки эффективности программ и проектов, реализуемых НКО, в субъекте Российской Федерации
- 4. Включение вопросов мониторинга и оценки программ и проектов в обучающие программы для НКО, государственных служащих и иных заинтересованных лиц
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875