2.4.2. Логопедическое обследование

В логопедической практике накоплен богатейший опыт изучения устной речи у детей младшего школьного возраста (Левина, 2005; Чиркина, 2010; Лалаева, 1989; Садовникова, 2011; Иншакова, 1998; Грибова, 2012). В последние годы появились методические разработки, посвященные комплексному педагогическому и нейропсихологическому анализу устной речи школьников, содержащие подробную стандартизованную схему критериев оценки (Ахутина, Фотекова, 2017). Такие стандартизованные методики, во-первых, значительно упрощают возможность их использования, а во-вторых, позволяют сравнивать данные, полученные разными специалистами, что облегчает взаимодействие специалистов, использующих одни методы и шкалу оценки.

Исследованию подлежат все компоненты речевой системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексико-грамматический строй речи. Особое внимание уделяется анализу самостоятельной связной речи детей. Он дает возможность получить представление о речи ребенка вне ситуации, когда при выполнении какого-либо речевого теста, педагог "задает" способ его выполнения. Кроме устной речи анализируются также особенности языкового анализа и синтеза, орфографические знания, которые формируются в процессе школьного обучения.

Представим параметры оценки речи и варианты методик, которые могут быть использованы, в таблице 4. По результатам обследования заполняется речевая карта, содержащая анализ всех компонентов речи ребенка с примерами детских высказываний (в Приложении 2 дан возможный вариант речевой карты).

Таблица 4

Логопедическое обследование

Фонетико-фонематическая сторона речи

Состояние артикуляционного аппарата

- Строение артикуляционного аппарата

- Состояние орального праксиса и артикуляционной моторики (Ахутина, Фотекова, 2017).

Состояние звукопроизношения

- Характер нарушения произношения звуков (замена, смешение, искажение звуков) в различных позиционных условиях (Иншакова, 1998).

Слоговая структура слова

- Особенности произношения слов различной звуко-слоговой структуры (Иншакова, 1998; Бабина, 2010)

Состояние фонематического восприятия

- Показ слов-квазиомонимов (сенсибилизированный вариант) (Ахутина, 2016)

- Повторение серии слогов с оппозиционными согласными (Ахутина, Фотекова, 2017).

- Повторение псевдослов.

Лексическая сторона речи

Объем словаря

- Называние малочастотных слов (Иншакова, 1998)

- Называние близких по значению слов (Иншакова, 1998)

- Расширение тематических групп (Величенкова, Русецкая, 2015)

Системность словаря

- Подбор обобщающих понятий (Иншакова, 1998)

- Подбор антонимов, синонимов (Иншакова, 1998)

- Объяснение значений слов (Величенкова, Русецкая, 2015)

Грамматический строй речи

Словоизменение

- Образование форм числа и падежа существительных с непродуктивными основами (Иншакова, 1998)

- Употребление предложно-падежных конструкций (Иншакова, 1998)

- Верификация предложений (Ахутина, Фотекова, 2017).

Словообразование

- Образование названий детенышей животных (Ахутина, Фотекова, 2017).

- Образование относительных и притяжательных прилагательных (Ахугина, Фотекова, 2017).

Синтаксис

- Повторение предложений (Ахутина, Фотекова, 2017).

- Составление предложений из слов, данных в начальной форме (Ахутина, Фотекова, 2017).

- Понимание логико-грамматических конструкций (Ахутина, Фотекова, 2017).

Связная речь

- Пересказ (Ахутина, Фотекова, 2017).

- Составление рассказа по серии картинок (Глозман, 2010)

Навыки языкового анализа и синтеза

Анализ текста

- Определение количества предложений в тексте на слух (Величенкова, Русецкая, 2015)

Анализ предложения

- Определение количества, места слов в предложении на слух (Величенкова, Русецкая, 2015)

Слоговой анализ и синтез

- Определение количества и последовательности слогов в слове, составление слов из слогов, данных в неправильном порядке (Величенкова, Русецкая, 2015)

Звуковой анализ и синтез

- Выделение звука из слова; определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение количества и последовательности звуков в слове (Иншакова, 1998)

- Составление слова из звуков, данных в прямом и случайном порядке.

Орфографические знания и умения

Предлагаются задания с учетом изученных орфографических правил и грамматических понятий, программных требований к речевому материалу.

- 2 класс: задания на определение ударения в слове, ударных и безударных гласных; подбор родственных слов и определение корня слова; умение проверять безударные гласные и парные глухие - звонкие согласные в корне слова.

- 3 - 4 класс: кроме указанных выше предлагаются задания на определение состава слова, частей речи и их грамматических категорий (рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени глаголов).

Данное речевое обследование позволяет логопеду получить точное представление обо всех сторонах речевой системы школьника. Однако оно очень продолжительно по времени. Его можно проводить постепенно в ходе коррекционных занятий, а до этого достаточно сделать предварительное заключение о состоянии речи ребенка.

В экспресс-обследование могут войти следующие задания:

1. Исследование звукопроизношения (в ходе всего обследования, при пересказе текста или чтении наизусть стихотворения) и звуко-слоговой структуры слова (повторение слов различной слоговой структуры).

2. Исследование сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение количества звуков в слове, последовательное называние звуков слова; составление слова из звуков, данных в нарушенном порядке).

3. Исследование особенностей связной речи (составление рассказа по серии картинок, пересказ). Данное задание является многофункциональным и позволяет судить не только об особенностях построения целого высказывания, но и о лексико-грамматическом его оформлении.