Методология Мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее - Мотивирующий мониторинг) представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации, распространения и прогнозирования дальнейшего развития модели управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей.
Основная цель Мотивирующего мониторинга - информационное обеспечение управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях.
Совершенствование модели управления системой образования, с целью повышения ее эффективности, является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью развития федеральных, региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования, реализации комплекса мер, направленных на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки федеральных, региональных, муниципальных практик управления качеством образования, а также необходимостью повышения культуры управления качеством образования руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
На данном этапе развития модели управления системой образования вопрос повышения управленческой культуры руководителей сферы образования является одним из ключевых, так как непосредственно влияет как на стабильность функционирования системы, так и на эффективность проводимых реформ. Это обусловило необходимость разработки и внедрения качественно новых подходов к развитию направления методической работы с управленческими кадрами субъектов Российской Федерации, которая проводится Минпросвещения России совместно с подведомственными учреждениями.
Совершенствование модели управления системой образования опирается на действующие нормативно-правовые документы и на ряд изменений в нормативно-правовых документах, произошедших за последнее время. На данном этапе векторами развития модели являются следующие.
Формирование государственной системы управления качеством образования. Одно из ключевых мероприятий национального проекта "Образование" направлено на создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью, результатами которого в разрезе основных направлений его реализации к концу 2024 года являются: формирование системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования; формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Данные направления предполагают реализацию полного управленческого цикла, который включает в себя: обоснование цели; формирование системы показателей и методов сбора данных; проведение мониторинга; осуществление анализа данных; разработку рекомендаций; принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, дорожных карт и т.п.); анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку руководителей сферы образования.
Изменение в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в части, касающейся выстраивания управленческой вертикали, а именно:
Статья 8, часть 1.1: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, осуществляют согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования" (часть 1.1 введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ).
Статья 89, часть 6: "Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования" (часть 6 введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ).
В связи со вступившими в силу изменениями в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" работы по формированию системы управления качеством образования приобретают особую актуальность, так как с увеличением количества требований, предъявляемых к самой системе образования, растут и требования к специалистам, в задачи которых входит эффективное управление данной системой. За этим следует закономерный пересмотр основополагающих принципов подготовки и оценки управленцев сферы образования регионального и муниципального уровней.
Реализация оценочных процедур в рамках формирования регионального кадрового резерва руководителей системы образования, а также реализация процедуры согласования назначения и оценки эффективности деятельности должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов и городских округов (заместителей глав администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования, должны опираться на результаты оценки региональных, муниципальных практик управления качеством образования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования") мониторинг системы образования осуществляется "... в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании" и включает в себя "сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации". В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включающая целый комплекс процедур, который позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей. Тем не менее в настоящее время наблюдается дефицит статистических данных для оценки механизмов управленческой деятельности регионального и муниципального уровней, что не позволяет осуществить анализ эффективности существующих управленческих практик с целью формирования регионального и муниципального кадровых резервов руководителей сферы образования, а также оказания адресной методической помощи тем руководителям, которым такая поддержка необходима.
С целью совершенствования модели управления системой образования, а также оценки вклада субъектов Российской Федерации в достижение целевого показателя национальной цели по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования - Минпросвещения России разработан Мотивирующий мониторинг, который является частью единой системы оценки качества образования и мониторинга эффективности системы управления качеством образования, а также технологией совершенствования модели управления качеством образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875